Почему играют дети? Зачем нужна игра? ..

Почему играют дети? Зачем нужна игра? ..
Почему играют дети? Зачем нужна игра? ..


Почему играют дети? Зачем нужна игра? Этот вопрос задали себе Известный ученый, психолог Даниил Борисович Эльконин, наблюдая за двумя своими дочерьми-дошкольницамы.

Как-то раз, а дело было до войны, ему Пришлось одному остаться с детьми. Они читали, рисовали, возились, шалилы. Настало время завтрака, детям была приготовлена ​​традиционная манная каша, от которой они наотрез отказались. Не желаю омрачать хорошее настроение, он предложили им поиграть в «детский сад», на что девочки с радостью согласились. Были распределены роли: папа - воспитатель, дочери - дети детского сада. Весь антураж соответствовал сюжету: Собираясь на «прогулку», дети надели пальто, папа-«воспитатель» тоже. Они «гуляли» по комнате, затем пришли «домой», читали. Настало время завтрака. Одна девочка исполнявшим роль «дежурной». «Воспитатель» надел фартук, «дети» сели за стол и ... с удовольствием съела манную кашу, даже попросили добавки, хотя совсем недавно отказались от нее.

Этот случай заставили молодого ученого задуматься об игре, Ее происхождении, значении, основных функциях и тех чудесных «превращения», Которые происходят в игре. Так появилась замечательная книга «Психология игры», фундаментальное исследование, которое Д. Б. Эльконин посвятил своим двум маленьким дочкам и жене, погибшим во время блокады Ленинграда.

Игра детей. Сколько радости и восторга, сколько дружески связей и конфликтов, как она нужна нашим детям! В Некоторых потребность играть НЕ исчезает даже в зрелых возрасте. Как-то несколько студенток рассказали мне, что они тайком играли в дочки-матери в возрасте 20-23 лет, Испытывая острую потребность в этом и одновременно озабоченность, не является ли это какой-либо патологией.

Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребенка. А в дошкольном возрасте от 3 ​​до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. определяет развитие ребенка и закладывает основы его будущего становления.

ИГРА - ШКОЛА ОБЩЕНИЯ

Оригинальные эксперименты Д. Б. Эльконина позволили установить, что главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. Игра, как и любовь, рождается НЕ вследствие каких-то внешний предпосылок (игрушки, возраст), а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоения человеческих отношений. Например, у животных фотоаппарата ролевой игры, они могут играть друг с другом или с предметами вовсе не для отработки навыков взаимопонимания и взаимодействия, а для забавы.

Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимное помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра - школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.

Основной мотив игры: действовать как взрослый. Но для того, Чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребенка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».

РОЛЬ предметов-заместителей

В игре, кроме этого, есть Еще ряд важных моментов, благотворно сказывающихся на развитии детей. Это использование предметов-заместителей, когда недостающие игрушки или предметы заменяются вторым предметом, причём внешнее сходство с ними вовсе не обязательно, главное - это функциональные свойства предмета, т. е. возможность использовать его в качестве недостающего. Например, карандаш может быть ножиком, расческой, указкой и даже скачущей лошадкой. Представляете, какой простор для развития находчивость, воображения, изобретательности. То ли дело, когда у малыша полный комплект игрушек, - тогда потребности в использовании предметов-заместителей нет. А ведь именно предметы-заместители, используемые в игре, развивают творчество, находчивость, смекалку, самостоятельность в поиске, умение из ограниченного числа предметов создать полноценную игру.

О том, как важна ролевая игра для ребенка, лучше всего свидетельствуют случаи, когда из-за Ее отсутствия искажается нормальное развитие ребенка.

В практике консультирования я встречалась со случаями, когда дети-дошкольники НЕ умел играть в ролевые игры, не играли в них и даже не испытывали в этом потребность. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников. Сейчас мы наблюдаем разрушение ролевой игры, что, в свою очередь, является следствием разрушения человеческих отношений. Причины разные: вытеснение игры компьютером, отсутствие Дворовое компании, домашняя изоляция, семейные конфликты и т. д.
Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.