Социальная реабилитация детей-инвалидов и молодых инвалидов

Социальная реабилитация детей-инвалидов и молодых инвалидов
Социальная реабилитация детей-инвалидов и молодых инвалидов

Реконструкция социально-культурного окружения детей и молодежи означает организацию коммуникации и досуга со сверстниками по месту жительства. Организация общения с ровесниками-неинвалидамы формирует круг межличностных отношений и удовлетворяет одну из важных социальных потребностей - потребность в общении. Одна из распространенных форм работы - клубы общения, играющие важную роль в преодолении физической и духовной одиночества. Эти клубы компенсируют односторонность функциональных связей, способствующих расширению круга общения, что, в свою очередь, улучшает внутреннее состояние человека, снимает чувство тревоги, заброшенности.

Активизация социально-культурных и социально-педагогических функций конкретной личности в удовлетворении основных социальных потребностей имеет целью преодоления чувства одиночества, эмоциональной отчужденности и в значительной мере достигается стимулированием социальной активности личности. Сначала изучаются проблемы детей и молодежи, а затем создаются условия для дальнейшего развития их инициативы, в частности, создаются центры социальной активности, общественные организации и детские ассоциации. Выход личности за узкогрупповые рамки, привлечение ее к системе непосредственных отношений с широким кругом других людей способствует обогащению индивидуальной жизни личности.

Самоактуализация и социализация невозможны без развития креативности личности, выявления и развития творческого потенциала. Речь идет как о творческом подходе к жизни, так и о компенсаторный влияние искусства на личность. Поэтому в практике социальной работы используются такие методы работы, как арттерапия, конкурсы и фестивали художественного творчества детей и молодежи.

Реабилитационные функции выполняет также взаимодействие личности и природы. Уход за животными и растениями снимает стресс, нормализует работу нервной системы, психическое состояние. Общение с животными существенно обогащает жизнь, может быть дополнительным источником взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в работе с детьми-инвалидами можно использовать такую ​​форму социальной реабилитации, как экологизация педагогической среды (конструирование и изготовление экологических уголков в ССМ, учебно-воспитательных заведениях и по месту жительства; иппотерапия; социальная реабилитация слепых с помощью собак-поводырей; экологические кружки; устройства гнезд; экскурсии в лес, на реку, палаточные лагеря и т.д.).

Один из путей социальной реабилитации инвалидов - их профориентация и трудоустройство. Поэтому учебно-воспитательные учреждения для детей-инвалидов должны быть открытыми и доступными для социальных работников. С этой целью в интернатах проводятся дни социальной службы, при которых социальные педагоги и психологи оказывают девочкам и мальчикам информационно-консультативные услуги по проблемам профориентации и трудоустройства. Дети знакомятся со своими правами, установленными Конвенцией ООН о правах ребенка, и льготами, которые предоставляются государством для их социальной защиты.

Профориентация предполагает предварительное исследование функциональных возможностей молодого человека, ИЗ образовательного, профессионального и социального уровня. Задача профориентации - установить самые подходящие для инвалидов виды работы, предоставить им возможность выбрать работу в соответствии с их навыков, способностей и умений. Обязательно следует учитывать личные желания каждого и исходить из тщательного оценивания профессиональных способностей. Так, социальная реабилитация детей с ограничениями в передвижении осуществляется путем организации плодотворной работы, творческих занятий. С этой целью для детей-инвалидов проводятся занятия по плетению кружева, устраиваются курсы по плетению гердани, изготовление игрушек, искусственных цветов, изделий из бисера. Творческие занятия оказывают психолого-педагогическое воздействие на личность, способствуют сплочению инвалидов, объединению их в неформальные группы. Такие формы работы создают условия для восстановления чувства достоинства, самоуважения, социальной пригодности и самоутверждения личности.

Социально-психологическая реабилитация способствует формированию личности, которая находит опору в собственном "Я". Это является важной предпосылкой самоактуализации человека и его духовного оздоровления. Кроме того, социально-психологическая реабилитация способствует социализации личности, усвоению культурного и духовного опыта, накопленного человечеством. Каждый человек кроме удовлетворения потребностей своего бытия и естественного развития своих возможностей направлена ​​на внешний высший образец, идеал, существующий в социальном, духовном и нравственном воспитании. Итак, социально-психологическая реабилитация - это сложный процесс реализации своих способностей, непрерывный процесс выбора, нахождение себя и обучение новым способам коммуникации. Одновременно это процесс социализации личности, развития общественной ответственности и активности.

Основными формами реабилитационной социальной работы с детьми и молодежью с ограниченными психофизическими возможностями является групповая и индивидуальная.

Основными задачами групповой работы является:

· Помощь членам группы создать систему взаимопомощи;

· Учета в процессе работы характера и содержания групповых процессов, использование их для достижения целей группы, помощь в этом каждому члену группы;

· Усиление способности членов группы действовать независимо;

· Помощь каждой личности осознать свою общность с другими в момент прекращения деятельности группы.

В своем развитии группа проходит несколько стадий. На первом этапе ("ориентирования - включение") члены группы знакомятся, утверждается состав группы и принимаются групповые цели. Второй этап связывается с неудовлетворенностью и соперничеством. Третья стадия - этап продуктивной совместной работы, интеграция. Четвертая стадия - прекращение работы группы, ее ликвидации.

Выделяются два основных типа групп:

· Группы, которые создаются специально для работы с их членами для решения внутригрупповых проблем (внутренне направлены); они в свою очередь делятся на два типа: 1) группы, направленные на социализацию личности, 2) группы, цель которых - исправление отклонений, возникающих во время предыдущего развития (группы ресоциализации);

· Группы, которые создаются для достижения каких-либо внешних по группе целей. Каждый из этих типов, в свою очередь, дифференцируется в зависимости от задач и целей деятельности.

Групповая работа проводится для детей подросткового возраста, их родителей, братьев и сестер. Деятельность групп направлена ​​на решение следующих задач:

· Облегчения одиночества и изоляции детей;

· Эмоциональная поддержка;

· Обеспечение необходимой информацией;

· Реализация ролевых моделей поведения;

· Формирование сравнительной базы.

· По структуре выделяются следующие группы:

· Социальный педагог - братья и сестры детей-инвалидов;

· Родители - родители;

· Дети - дети (дети с ограниченными физическими возможностями подростково-юношеского возраста) с сохраненным интеллектом.

В зависимости от содержания групповой работы разделяют группы по учебным компонентом, терапевтическим компонентом и интегрированные. Главная задача групп по учебным компонентом - предоставить родителям информацию об определенных аттитюд, что есть в обществе, особенности поведения детей-инвалидов. Терапевтическая модель предопределяет обсуждения медицинских аспектов инвалидности в группе, работу которой направляют различные специалисты (терапевт, психолог, реабилитолог, юрист). Интегрированная модель построена на предположении, что родители детей-инвалидов нуждаются необходимых знаний и эмоциональной поддержки в воспитании детей.

Наиболее распространенной формой работы, прямо или косвенно способствует адаптации детей-инвалидов, являются группы взаимопомощи родителей. Эти группы базируются на учебном компоненте и поэтому родители часто могут быть более осведомленными с проблемами инвалидности ребенка, чем профессионалы.

Процесс взаимопомощи. В группу взаимопомощи приходят родители, которым необходимо избавиться социальной изоляции, фрустрации, эмоционального истощения, поделиться своим горем, найти надежду на улучшение своего положения. Поэтому для участия в работе групп взаимопомощи отбираются родители-волонтеры, которые имеют необходимые качества и черты: положительные ценности и принятия детей-инвалидов; интерес к общению с другими родителями, готовность принять участие во всех учебных сессиях; осведомленность по реакции родителей на инвалидность ребенка; готовность помочь родителям, у которых ребенок имеет другую изъян, чем их. Лидер группы должен иметь предварительный опыт коммуникации в такой группе, быть эмпатических и осведомленным с природой и спецификой детской инвалидности, иметь хорошие знания о сервисе и ресурсы. С этой целью для лидеров проводятся двухдневные тренинги по формированию чувствительности к нуждам других, обеспечения базовой системой коммуникации и специфической информацией о разносторонних состояний и ресурсов обслуживания, имеющихся в наличии.

В рамках групповой работы как отдельный метод рассматривается метод арттерапии, который выполняет реабилитационную функцию в рамках кратковременного общения, в частности в условиях детского оздоровительного лагеря. Следует отметить, что искусство и художественное творчество имеют большое значение в жизни ребенка с ограничениями в двигательной сфере. Творческая деятельность стимулирует желание ребенка-инвалида общаться, расширять межличностные отношения.

Это один из способов смягчить свое чувство отделенности от других и уверить себя в принадлежности к жизни не только своей социальной группы, но и общества в целом.

Важной формой социальной работы с детьми-инвалидами является индивидуальная работа:

· Анализ индивидуальных биологических функций и функциональных возможностей (биологический и социальный возраст, уровень функционального ограничения, биологические ритмы, психофизические возможности);

Выявление специфики социокультурного развития (влияние разноуровневых социальных факторов, социальные потребности, роли, статус, социальные ожидания, культурные и субкультурные ценности, нормы);

· Осознание психологических характеристик (восприятие, память, способность к решению проблем, характер самооценки, уровень зависимости, адекватность реакций);

· Исследование особенностей психосоциальной адаптации, процесса взаимного влияния индивида и его окружения;

· Привлечение ребенка к социально-педагогического процесса (социализации). Непосредственная практика социально-педагогической помощи детям-инвалидам включает конкретные методики, приемы, средства и техники, применяемые социальным педагогом в соответствии с ее цели, задач и уровней.

Выбор методов социально-педагогической помощи зависит от ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных социально-психологических, физиологических и социокультурных факторов: категории функционального ограничения и ограничения жизнедеятельности ребенка; возраста ребенка; ее внешнего вида (наличие дефекта внешности); психофизических возможностей ребенка; реакции родителей на инвалидность ребенка, динамики инвалидности; реакции ближайшего окружения (родственников, друзей, коллег по работе, соседей) на инвалидность ребенка; возраста родителей, их эмоциональной зрелости; вероисповедания родителей; социокультурного и социоэкономического статуса семьи; наличии в семье других детей ( инвалидов или не инвалидов); места проживания и инфраструктуры (город, сельская местность, многоэтажное здание и т.п.); наличии социальной службы для оказания социальных услуг.

Теги: Социальная реабилитация детей-инвалидов и молодых инвалидов

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.