ДЕТСКИЕ ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА КАК ОСОБАЯ ФОРМА семейной опеки над детьми-сиротами, лишенных родительской опеки

ДЕТСКИЕ ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА КАК ОСОБАЯ ФОРМА семейной опеки над детьми-сиротами, лишенных родительской опеки
ДЕТСКИЕ ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА КАК ОСОБАЯ ФОРМА семейной опеки над детьми-сиротами, лишенных родительской опеки

 

В последние годы в Украине катастрофически растет количество детей, которые при определенных обстоятельствах остаются вне семейным воспитанием, лишаются родительской опеки. Причин тому множество, и не обязательно это смерть отца или матери. Среди детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, лишь десятую часть составляют биологические сироты, остальные - это дети, которые становятся сиротами при живых родителях, так называемые социальные сироты. Нельзя утверждать, что феномен "выхода" ребенка из родной семьи возник лишь в последнее время. Родителей лишали родительских прав через асоциальные проявления, пьянство, наркоманию, недостаточное внимание к собственным детям и раньше. Но в последнее время, в условиях обнищания подавляющей части населения, обостряются кризисные явления в семьях, особенно неполных, многодетных, малообеспеченных.

Устоявшаяся в Украине система государственной опеки над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечения, структурирована таким образом, чтобы ребенок с рождения до совершеннолетия была ухоженная государственными учреждениями, задачей которых является содержание, воспитание, предоставление профессиональных навыков. В то же время в условиях экономического кризиса обострились проблемы материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отчуждение выпускников интернатных учреждений от реальных жизненных проблем, ограничения пространства общения, регламентация действий приводят к формированию специфических черт личности, которые затрудняют адаптацию детей-сирот к взрослой жизни в открытом социуме. Даже при оптимальных условиях содержания и воспитания детей в государственных учреждениях, они существенно отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Существующая сеть учреждений, которую проходит ребенок, воспринимает ее лишь как объект, а не как субъект воспитания.

Международный опыт государственной опеки над детьми показывает постепенный отказ государств, имеющих гуманистическое направление социальной политики, от интернатных форм содержания детей, лишенных родительской опеки, ориентацию на создание и поддержку семейных форм опеки. Усыновление детей-сирот и установления над ними опеки в Украине были и остаются приоритетными вариантами устройства судьбы ребенка, оставленного без родительской опеки. Наряду с тем ведется работа по созданию альтернативных учреждений для детей, лишенных родительской опеки. В первую очередь это касается развития семейных форм устройства таких детей: детских домов семейного типа и приемных семей.

Необходимость семейного воспитания как оптимальной условия гармоничного развития ребенка в свое время постоянно настаивали выдающиеся педагоги-гуманисты - Г. Гмайнер 1,
П. Ф. Лесгафт 2, А. С. Макаренко 3,
И. Г. Песталоцци 4, В. А. Сухомлинский 5, К. Д. Ушинский 6. Они доказывали, что семья является одним из важнейших институтов социализации ребенка, персональным окружающей средой ее развития, поскольку именно в семье берут начало мировоззрение, нравственно-эстетические идеалы и вкусы, нормы поведения, трудовые навыки, ценностные ориентиры ребенка, т.е. все те качества, которые впоследствии составят ее сущность как человека. На формирование детей также влияют и характер отношений между родителями и между родителями и детьми, другими членами семьи и отношение родителей к труду, и их участие в общественной жизни, и их интересы, моральные ценности и тому подобное.

Социально-педагогические аспекты функционирования детских домов семейного типа особые. С одной стороны, они отражают весь спектр проблем обычной многодетной семьи. С другой - перед такой семьей встают задачи по коррекции и компенсации недостатков развития ребенка, отставание и заброшенности его здоровья, а также преодоление последствий психических травм.

Проблемам социальной адаптации, морально-правового, эстетического, полового воспитания воспитанников детских домов семейного типа посвящены работы украинских ученых: Л. С. Дробот 7, Л. В. Еременко 8, Л. В. Кузьменко 9, Н. А. Репы 10, В. Г. Слюсаренко11, Л. М. Смагина 12, В. В. Чечет 13, В. С. Яковенко 14. Изучение особенностей воспитательного процесса в детских домах семейного типа, раскрытие специфики взаимодействия детей и родителей-воспитателей, анализ основных ее направлений, сфер и способов их влияния на формирование личности воспитанников является важным направлением в научных поисках оптимальных методик семейной опеки над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, как органической части системы государственного попечительства.

Наряду с этим, еще недостаточно внимания уделяется изучению проблем, связанных с психологическими особенностями детей, попадающих в детские дома семейного типа; проблем общения родных и приемных детей между собой; необходимость поддержания связей с биологическими родителями ребенка; не определены вопросы подготовки родителей-воспитателей относительно необходимости рассмотрения их опеки над детьми как временного явления, формирование позиции первоочередного учета интересов ребенка в определении его устройства.

Учитывая актуальность проблемы воспитания детей-сирот и детей лишенных родительской опеки в условиях детского дома семейного типа, мы поставили целью определить особенности функционирования такой специфической семье, очертить основные условия формирования личности ребенка-сироты в семейном окружении.

Детский дом семейного типа - семья, в которой наряду с собственными детьми живут и воспитываются дети лишенные родительской опеки. Первые детские дома семейного типа был создан в 1988 году. На начало 2003 года в Украине функционировало 116 детских домов семейного типа в 22 областях, АР Крым и
г. Севастополе, в которых воспитывается около 1000 детей-сирот и детей лишенных родительской опеки.

Четырнадцать лет деятельности детских домов семейного типа позволяют сделать основательные выводы относительно целесообразности существования и развития такой формы семейной опеки. Практические педагогические и социальные наработки родителей-воспитателей требуют детального изучения, распространения опыта их работы позволит распространить сеть детских домов семейного типа как альтернативной формы опеки над детьми-сиротами.

Семья может получить статус детского дома семейного типа при условии приема на воспитание пяти и более детей, лишенных родительской опеки, что, бесспорно, является достаточно хорошим условием для устройства в семью всех детей-сирот. Но согласно Положению о детском доме семейного типа количество детей в семье, как родных, так и приемных, не должно превышать десяти человек, учитывая необходимость создания оптимальных условий для их полноценного воспитания и развития. По результатам опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований в 1999 году, половина детских домов семейного типа таким условиям отвечает - в семьях воспитываются от 4 до 10 детей в возрасте до 18 лет. В то же время превышение ограничения по количеству детей, находящихся на воспитании, наблюдается в каждом втором случае: треть семей воспитывает 11-15 детей, каждый десятый -
16-20 человек.

Можно понять стремление родителей-воспитателей и местных органов власти устроить судьбу можно большего количества детей-сирот. Одновременно необходимо учитывать, что это приводит к нарушению социальных требований оптимального развития детей, поскольку в таком случае детский дом семейного типа больше напоминает мини-интернат, чем семью. Перегруженность родителей-воспитателей как в физическом, так и психолого-педагогическом плане не позволяет уделить каждому ребенку надлежащие заботу и внимание.

Есть ли оправданным прием на воспитание большого количества детей? Бесспорно, условия жизни даже в такой большой семье являются лучшими, чем в государственном учреждении. Родители-воспитатели отмечают, что оптимальное количество воспитанников в семье зависит от личности воспитателей, их индивидуальных способностей решать проблемы многодетной семьи. Это, несомненно, так, но невозможно определить способности воспитателей на этапе создания детского дома семейного типа, когда родители только подбирают питомцев. Половина родителей считает, что на воспитании в семье должно находиться не более десяти детей, именно такое количество является оптимальным и позволяет создать оптимальные условия жизнеобеспечения и воспитания. Одновременно этот вопрос требует индивидуального рассмотрения в каждом конкретном случае. Не имеет смысла ограничивать количество детей в семье определенными требованиями, без учета желания и возможности родителей.

Положением о детском доме семейного типа определено, что детский дом комплектуется детьми постепенно в течение трех месяцев, что несомненно является очень ограниченным сроком. Приход в семью одновременно пяти и более детей, нуждающихся в социальной адаптации к условиям семейного воспитания, является сложным испытанием для родителей-воспитателей, не имеющих опыта работы. Родители-воспитатели, имеющие опыт работы более десяти лет, считают, что детский дом семейного типа можно считать "созданным" только через год-полтора, когда родители "справляются" с первыми воспитанниками, семья привыкает к своему новому статусу - многодетной семьи , в которой воспитываются дети-сироты.

Преимущественно семьи, которые берут на воспитание детей-сирот, имеющих одну, две или три родных ребенка, есть отдельные многодетные семьи, имеющие 4-6 родных детей. В то же время, основным требованием, которое называют родители-воспитатели для обеспечения нормального семейного микроклимата является отсутствие разделения детей на "родных" и "воспитанников". Дети-воспитанники, особенно в начале пребывания в семье, требуют гораздо больше внимания со стороны родителей, чем родные. Это может провоцировать детские ревность, агрессивность, неповиновение со стороны детей, которые не хотят делить внимание родителей с новыми членами семьи. Родителям-воспитателям необходимо учитывать возможность возникновения конфликтных ситуаций в семье и быть готовыми к проявлению ревности как со стороны родных, так и приемных детей.

Не вызывает сомнения, что ребенок, который попадает в семью, легче адаптируется при детского окружения. Наряду с тем заботы о нового питомца полагаются не только на родителей-воспитателей но и на детей, которые уже воспитываются в семье. Дети в семье, особенно в первые дни знакомства, должны быть доброжелательно настроены на нового члена семьи, не проявлять высокомерия, агрессивности, помогать ему привыкнуть к требованиям, которые сформировались в семье. Приход нового питомца требует соответствующей подготовки всей семьи, взвешенного общего решения, не только взрослых, а всех членов семьи. В детских домах семейного типа родители-воспитатели практикуют проводить совместные обсуждения проблем, касающихся семьи, вместе, на так называемых "семейных советах". Это позволяет привлечь детей к общим делам, заручиться их поддержкой и помощью.

Родители-воспитатели не могут четко разграничить свою личную и профессиональную жизнь, свое рабочее и свободное время. Только сочетание этих сфер может дать плодотворные результаты. Сами родители не рассматривают жизнь в детском доме семейного типа как профессиональный долг, а детей-воспитанников - как объект профессионального воздействия. Детский дом является для них семьей, они чувствуют себя родителями для всех детей, не разделяя их на родных и приемных.

Теги: ДЕТСКИЕ ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА КАК ОСОБАЯ ФОРМА семейной опеки над детьми-сиротами, лишенных родительской опеки

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.