Работа с детьми Черлакского детского дома

Работа с детьми Черлакского детского дома
Детей первого года, воспитывающихся в доме ребенка, отличаются видровесникив, которые растут в семьях: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявии т.п. Те предличностние образования или внутренние структуры, которые возникают у детей на первом году жизни и ложатся в основу формирования личности ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они не доверяют, замкнутые, грустные и пассивные.

У малышей второго третьего года жизни, воспитывающихся в доме ребенка, допереличених выше особенностей добавляются новые: зниженадопитливисть, отставание в развитии речи, задержки речи, задержки в овладении предметными действиями, отставание самостоятельности и т.п.

Во многих дошкольников 3-7 лет из детских домов отличаются пасивнистюу всем видам деятельности (особенно в игре), обедненная речь, слабкеувагу, конфликты взаимоотношениях со сверстниками.

У младших школьников, в результате психологических исследований, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной тамотивацийно - нужной сфер их психики. Они выражаются в задержке (или отсутствие) развития у детей образного мышления, необходимого внутришньогоплану действия, что приводит к последовательному нарастанию трудностей узасвоенни материала, предусматривающий год от года повышение требований довминню действовать во внутреннем плане (в уме). В течение первых трех лет обучения значительная часть воспитанников (до 50%), выводится в специализированные учреждения. Дети характеризуются нерозвиненистюдовильности в поведении, саморегуляции, планировании действий.

В подростковом возрасте особенно психического развития вихованцивдитячих домов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми и определенными свойствами личности этих детей. Так, к
10-11 лет у подростков устанавливается отношение к взрослыми и сверстниками, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхняпочуттив, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), ускладненнясамосвидомости (переживание своей ущербности) и многое другое. Значительно возрастает трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубимпорушенням дисциплины. Последние выражаются в отходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве (до 30% подростков) и других формахделинквентнои поведения.

Для детей, воспитывающихся в детских домах, характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность уувази и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой - повнанезадоволення этой потребности: малое количество обращений к дорослихдитям (в 4-10 раз реже, чем к их сверстникам, растущим в семье), снижены в этих контактах личностных, интимных обращений, ихемоцийна бедность и однообразие содержания в основном направлено на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного дитячогоустановы в другую и т.д.

Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей, во-первых, важного для них психологического благополучия переживание своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащей в основиформування личности, а во-вторых, переживание ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

Анализ состава детского контингента в учреждениях показывает, что в них имеет детей, чьи родители лишены родительских прав или отказались при рождении ребенка, не дееспособны по болезни, находятся в заключении.

Наше время дало новый термин «социальное сиротство», так как в дитячихбудинках до 50% детей имеют родителей, лишенных родительских прав.

Проблема социального сиротства актуальна и для Омской области: так в
1999 выявлено 1670 детей - сирот и детей без попечения родителей. Из них отобранных у родителей по решению суда-754 ребенка.

I. Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи.
Во многих странах возникли разнообразные типы детских учреждений - видпрогулянкових групп в детские дома. Одни учреждения дети посещают тилькивдень, иногда всего 2-3 часа, проводя остальное время в семье. В иншихвоны живут 5 дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу иНедиля. В учреждениях следующего типа дети прибывают постоянно, лишь некоторые из них изредка и ненадолго приходят родственники.

Появление детских учреждений вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т.е. вопрос о особенности формирования личности и поведения ребенка, который посещает общественные дитячиустановы. За рубежом в капиталистических странах долгое время широкопобутувало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях значительно отстает.
Многие ученые подчеркивали губительное и неотразимое негативное диюустанов на психику детей. Р. Заззо (1967) писал, что французские робитникиспочатку были против создания яслей и детских садов, опасаясь, что там из детей «сделают идиотов». Особое беспокойство вызвали условия воспитания детей, лишенных семьи и родительской заботы. Р. спиц (1945) изобразил драматические картины «госпитализма» - крайней формы
«Институализации» ребенка. Дети в закрытых учреждениях, разлученные зматерямы, впадают, по его данным, в маразм, и на первом году жизни до 70% младенцев погибают, а остальные находятся на грани умственной отсталости и психических аномалий. Такие наблюдения автор сделал в одном из самых крупных детских домов в Западной Германии.

Английский психолог Дж.Боулби более полувека занимался проблемоюрозвитку детей, живущих без полноценного контакта с матерью. Он считает, что для ребенка необходима связь именно с биологической матерью для йогоправильного развития в раннем возрасте.

В конце жизни Боулби отошел от чрезмерно категоричных, одностороннихустанов. Он был вынужден признать, что жизнь не накопила еще доситьпереконливих данных, подтверждающих его точку зрения, что смысл и объективная реальность отвергают многие его выводы.

Советский психиатр М. И. Буянов отметил, что «из всего этого, о чем писал
Боулби протяжении более полувека с бесспорно, можно признать лишь одно: для гармоничного развития характера ребенка требуется материнская забота, но какая забота, в чем она должна проявляться и т.д. - Это все еще спорно, требует конкретизации »[3].

У. Денис и П. Наджарьян (1957) обследовал 100 сирот в Ливане. Вонипереконалися, что в приюте дети действительно резко отстали от сверстников из семьи к концу первого года жизни. Но причиной, как они выяснили, были неякись скрытые пороки, якобы неотъемлемо присущие громадськомувихованню, а вполне конкретные обстоятельства, характерные именно для данного приюта и полностью устранить. Авторы заметили апатичность сестер, ухаживающих за детьми, их безразличие к воспитанникам равнодушие к знакивинтересу и привязанности со стороны малышей. Более того, в приюте было очень мало игрушек, дети проводили основное время бодрствования в лижечкахиз стенками, затянутыми материей, что мешало им видеть друг друга и помещения. Дети почти не прикасались с нянями, даже во время кормления Тине брали малышей на колени, а пристраивали каждому с помощью подушек рижокз молоком, что неудивительно - на одну няню приходилось не менее 10немовлят.

Л. Ярроу (1972) обнаружил кроме «материнской депривации» 1 множество разнообразных причин отставания воспитанников закрытых детских учреждений.
Он установил серьезное обеднение среды в подобных учреждениях за рахунокризкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорнадепривация), уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальнадепривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация) и по ряду других линий. Кроме того,
Л. Ярроу выявил существенные различия между детьми, воспитывать матерью и без матери, с биологического и социального анамнеза. Но зазначенивидминности не позволяют считать две выборки достаточно уравнений по иншимознакамы, и поэтому нет оснований, относить разницу в развитии детей в закрытых детских учреждениях и семье только за счет этого фактора.

М. Раттер (1972) пришел к выводу, что негативные наслидкивиховання детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типувиникають не через отсутствие материнского ухода, а в результатинедостатних эмоциональных контактов и современной деятельности ребенка со взрослым, а также малой сенсорной и социальной стимуляции в подибнихустановах. К мнению о разнообразии и сложности причин, обумовлюютьроль матери в воспитании детей присоединяется и В. Лер (1975), что почавпоглиблене изучение взглядов различных авторов из разных стран позазначеного вопрос.

Некоторые психологи пытались разобраться в значении материнского ухода из таких позиций, которые в принципе невозможно воспроизвести в умовахсуспильного воспитания. Например, в семье мать единственный взрослый, постоянно заботится о малыше, в то время как в детских учреждениях завждикилька воспитателей. Не препятствует ли множество лиц, заминюютьдитини мать, своевременному развитию его личности и поведения?

Г. Х. Рейнгольд и Н. Бейли (1959) попытались выяснить психологичнийувагу на ребенка «множественность матерей». Они організувалиекспериментальну группу, в которой 3 месяца подряд - от начала шестого до конца восьмого месяца жизни - за детьми ухаживали, как обычно чотиривихователя. К концу эксперимента дети экспериментальной группы виявилипидвищену социальную реактивность по сравнению со своими сверстниками контрольными группы. Но обследование, проведенное через год, показало, щоризниця между ними исчезла. Авторы заключают, что наличие единогодорослого, заботящегося о ребенке, наверное, не предоставляет особливоговпливу на его развитие, во всяком случае (делают они обережнузастереження) если такое условие действовало всего три месяца.

Советские ученые придавали большое значение исследованию видносинматерив и ребенка, но не считают их биологически обусловленными. Напротив, более целесообразной является, пожалуй, политропные малыша - наличие у него много сторонних и прочих связей с окружающими взрослыми. «Еще в 30-е годы М. М. Щелованов показал, пишет А. В. Запорожец, - что в доме ребенка дети могут успешно развиваться при условии хорошо организованной педагогичноироботы, не разлука с матерью, а дефицит воспитания зависит от количества и качества впечатлений , которые он получает главным образом в процессе общения со взрослыми, от владения различными видами »[25].

Психологи выяснили также, что для ребенка нет ничего фатального даже усильному отставание, которое появилось в первые месяцы жизни. Попав позднее благоприятных условиях, он может быстро догнать сверстников, виховуютьсяв семьи. Уникальные результаты, подтверждающие этот оптимистический вывод, представил Х. Спилз (1966), который 20 долгих лет следил за долеювихованцив одного приюта. Он сравнивал медленное и скудное просуваннявперед семи человек, долго оставались в закрытом детском учреждении, и быстрым развитие тринадцати других. Этих последних рано усыновили, они развивались затем в семейной обстановке и, начав с того же уровня, что и первые семь, уверенно обогнали их.

Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек. на основе узагальненняданих, что есть в мировой науке и практике, а также своего багаторичноговивчення психического развития детей, воспитывающихся в детских домах, ввели понятие психических лишений или психической депривации, которую они определяют как психическое состояние, возникающие в результате такихжиттевих ситуаций, где субъект объекта не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени (1984) [20]. Учитывая на это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития, во-первых, не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка и, во-вторых, в значительной степени определяются индивидуальными детей.

Специфические условия жизни в детском доме часто обумовлюютьсявидставанням в психическом развитии детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая в ихнихровесникив из семьи, она выражается в безынициативности и емоцийноиневиразности детей. Они медленнее овладевают речью [19.27]. Авидставання в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления на контактах ребенка с окружающими людьми, словом, проявляется во всех сферах, где психическая діяльністьопосередковується словом.

У этих детей уже всеобщее обозрение, они не знакомы со многими елементарнимипобутовимы предметами, явлениями окружающего мира, хорошо известными кожномудошкильнята, живущего в семье. Обеднение чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно
- Образного мышления, что наиболее интенсивно формируется в дошкильномудитинстви, будучи необходимым фундаментом для полноценного оволодинняшкильною программой. Во многих воспитанников выявлено значненедорозвинення способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правило при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, си?? уативности поведения. Е. И. Афанасенко и И. А. Капров в вступнийстатти в сборник «Пять лет школ - интернатов» (1961) справедливо замечают, что в школе интернате реально опасность развить у детей некое моральнеутриманство, привычку жить по указке, «чужим умом ». Постоянное пребывания в кругу сверстников, шум, досуг, спланированный и организованный взрослыми, редкие минуты уединения вызывают нервное переутомление, пидвищенузбудливисть.

К сожалению, в психологической литературе очень мало публикаций с анализом особенностей развития детей в закрытых детских учреждениях.
Поэтому непреходящее значение для изучения как практических, так и теоретических проблем воспитания детей в этих учреждениях, имеют работы
Я. Корчака. еще в 20-х годах Н. К. Крупская писала: «Я думаю, что каждому ... педагогу надо прочесть« Как любить детей ». Книга эта способна змуситизадуматися над очень многими вопросами, заставить по уважнишепридивитися к очень многим явлениям жизни детских домов уважнишепоставитися к психике живущих в них ребят »[16]. Именно Я. Корчак настилькивиразно сформулировал: детей нет - есть люди, но с другим запасом опыта, иными впечатлениями, игрой чувств, и мы их незнаю. Он радиввихователю не верит как педагогике запретов и долженствования, так исентиментальному учение о том, что детские болезни исцеляются тилькилюбовью и терпением воспитателя. Внимательно наблюдая за детьми, Корчакприйшов к выводу, что в воспитательных учреждениях необходимо прежде всеорганизуваты жизни детей.

В нашей стране сразу после революции усилия правительства были направлены, в первую очередь на помощь детям. 20 декабря 1917
Наркомпрос опубликовал диклорацию «О дошкольном воспитании, где говорилось о значение общественного воспитании детей с первых месяцев жизни. Педагогивихователи стремились спасти жизнь каждого подкидыша, беспрезорника, датидитям образование и «путевку в жизнь». У нас в стране в первую в мире была создана государственная система воспитания детей, начиная с раннего. Хорошо известен, хотя еще недостаточно изучен и уже совсем маловпроваджуеться в практику, опыт работы А. С. Макаренко.

Еще А. К. Крупская отмечала, что «женщина - работница» не может щеоциниты всех благ общественного воспитания. Материнское чувство змушуеии желать собственного воспитания детей ».

В детском саду дети находятся среди сверстников, старших и младших, общения с которыми благоприятно для становления социально цельных сторинособистости, для воспитания у них коллективизма. Однако особливостивиховання в детских учреждениях и его влияния на развитие ребенка, требуют специального изучения, например, пристального внимания заслуживают например, уже начальный период поступления ребенка из семьи в детское учреждение. В первое время после прихода в ясли или дитячийсад дети испытывают трудности привыкания к новым условиям: у них видбуваетьсясоциальна Адоптация. Исследования медика - биологического характерупоказалы, что при этом у детей начинается глубокая перебудовафункционування всех систем функционирования организма [34]. В деякихдитей социальная адаптация идет очень болезненно и длительно.

Особенно сложен для ребенка переход из детского дома в школу - интернат, который сопровождается резким изменением всех сторон его жизни, стозначно усложняет и замедляет не только процесс адоптации шкильномунавчання, но и психическое развитие в целом.

В нашей стране мы имеем одно из самых серьезных психологических исследований по этой теме - изучение детей в школе интернате, проведенепид руководством Л. И. Ботович. (1960). В нем разработаны методы изучения личности детей, а также методика составления психолога - педагогічноїхарактеристиці как необходимого условия накопления знаний об учащихся длядиагностичних и прогностических суждений о них.

Теги: Работа с детьми Черлакского детского дома

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.