О состоянии контрольно-ревизионной работы в Министерстве труда и социальной политики Украины

О состоянии контрольно-ревизионной работы в Министерстве труда и социальной политики Украины
О состоянии контрольно-ревизионной работы в Министерстве труда и социальной политики Украины
Ревизией состояния контрольно-ревизионной работы в Министерстве труда и социальной политики Украины (далее - министерство, Минтруда) за период с 01.01.2003 по 30.09.2006 установлен ряд позитивных сдвигов, что стало возможным благодаря должном внимании руководства Минтруда указанным вопросам.

Со времени проведения предыдущей проверки ГлавКРУ Контрольно-ревизионный отдел Минтруда реорганизовано в Управление (КРУ), более чем вдвое увеличена его численность. Прослеживается тенденция к ежегодному увеличению загруженности работников КРУ проведением контрольных мероприятий.

Введены системную профилактическую работу в сферах, которые управляются и координируются министерством, направленную на укрепление финансовой дисциплины, предупреждение финансовых преступлений и проявлений коррупционных деяний. С контрольно-ревизионными работниками Минтруда Автономной Республики Крым, главных управлений труда и социальной защиты населения облгосадминистраций, ПО "Укрпротез", Фонда социальной защиты инвалидов, Государственного центра занятости и т.д. организуются и проводятся курсы повышения квалификации, семинары по отдельным вопросам бюджетной дисциплины, внутреннего финансового контроля, на их адреса направляются обзорные и информационные письма о методах выявления или трактовки отдельных нарушений при осуществлении контрольных мероприятий, подготовленные как специалистами КРУ Минтруда, так и другими контролирующими органами, в том числе ГлавКРУ.

Налажено системный подход к реализации материалов контрольных мероприятий, устранения выявленных недостатков и нарушений. Повышен уровень организации проведения контрольных мероприятий и их документального оформления.

Вместе ревизией выявлен ряд недостатков в организации, осуществлении и документировании контрольно-ревизионной работы, нарушений требований постановления Кабинета Министров Украины от 22.05.2002 № 685 "Об осуществлении министерствами, другими центральными органами исполнительной власти внутреннего финансового контроля" (далее - постановление № 685), Стандартов государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, государственного и коммунального имущества, утвержденные приказом ГлавКРУ от 09.08.2002 № 168 и зарегистрированные в Минюсте 17.09.2002 (далее - Стандарты), и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность контрольно -ревизионных подразделений центральных органов исполнительной власти (далее - ЦОИВ).

Существенного совершенствования требует внутренняя нормативно-правовая база.

Внутренние документы, регламентирующие деятельность КРУ Минтруда, не содержат четкого разграничения полномочий в разрезе подконтрольных сфер и подконтрольных объектов, а также четко определенных сроков.

Закрепленные внутренними документами КРУ отдельные функции и права выходят за пределы установленных законодательством полномочий министерства, и наоборот - отдельные установленные законодательством полномочия не учтены во внутренних документах, существенно ограничивающий деятельность КРУ.

Как следствие, ревизией установлено, что отдельные контрольные мероприятия проведены с превышением законодательно определенных полномочий министерства, а остальные - в рамках законодательства, но вопреки внутренним документам.

Также во внутренних документах не учтен ряд ключевых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность как самого Минтруда, так и внутреннего финансового контроля в ЦОИВ. В них отсутствуют нормы постановления № 685 по согласованию с ГлавКРУ планов контрольно-ревизионной работы, информирование ГлавКРУ о проведении внепланового контрольного мероприятия за 10 дней до его начала, нет никаких положений относительно формирования и утверждения планов и внесения в них, критериев отбора объектов контроля; также не регламентировано осуществление мероприятий предварительного и текущего контроля, инициирование применения финансовых санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом Украины, как главным распорядителем бюджетных средств; четко регламентирован порядок информирования руководства министерства о результатах контрольного мероприятия и отдельные аспекты взаимодействия с правоохранительными органами.

Не разработаны Положения об отделах, которые являются структурными подразделениями КРУ, с четким разграничением их основных задач, функций и полномочий.

Имеют место недостатки в планировании контрольно-ревизионной работы.

Финансовый контроль и государственный надзор осуществляется КРУ Минтруда по разным направлениям:

согласно статье 22 Бюджетного кодекса Украины - за полнотой поступлений, полученных распорядителями бюджетных средств низшего уровня и получателями бюджетных средств, и расходованием ими бюджетных средств;

на основании постановления № 685 - за деятельностью предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере управления министерства;

согласно постановлению Правительства от 04.09.2003 № 1399 "Об утверждении Порядка зачисления и использования средств, которые подлежат перечислению Пенсионным фондом домам-интернатам (пансионатам), детским домам-интернатам и стационарным отделением территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан" - за своевременностью, полнотой зачисления и целевым использованием указанных средств;

на основании приказа Минтруда от 13.04.2005 № 113 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением", зарегистрированного в Мин " юсти 03.05.2005 за № 464/10744 - проверки финансовой деятельности Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

Вследствие значительного загрузки КРУ различным направлениям контроля и надзора в течение проверенного периода не было обеспечено установленной внутренними документами периодичность проведения контрольных мероприятий на объектах, принадлежащих к сфере управления министерства (не реже одного раза в 3 года), и оптимальное охвата их сети.

Так, за последние три года из 46 подчиненных объектов (без правительственных органов) КРУ проверено 17 (37%), а 13 (28%) вообще не проверялись. С 27 территориальных органов Фонда социальной защиты инвалидов в течение проверенного периода обревизовано 9 (33%), из 27 территориальных органов Госнадзортруда (образовано в 2003 году) - всего 5.

Из-за отсутствия мониторинга периодичности проведения контрольных мероприятий по отдельным тематическим направлениям в разрезе регионов допускаются факты нерационального планирования контрольных мероприятий и неравномерности нагрузки контрольными мероприятиями в разрезе областей.

Не соблюдены некоторые требования стандарта - 2 "Планирование государственного финансового контроля" в части формирования и утверждения планов, внесение изменений в них.

В течение проверенного периода не было обеспечено выполнение в полном объеме ни один из планов контрольных мероприятий, что отчасти обусловлено значительным количеством внеплановых поручений. В нарушение п. 3 постановления № 685 о проведении внеплановых контрольных мероприятий КРУ не во всех случаях информировало ГлавКРУ, допускались факты направления в ГлавКРУ таких информаций после проведения контрольных мероприятий, а не за 10 дней до его начала.

Продолжительность контрольных мероприятий на объектах, принадлежащих к сфере управления Минтруда (от 2 до 7 рабочих дней), учитывая количество предусмотренных планами вопросов не обеспечивает достаточных ревизионных действий, надлежащего раскрытия темы проверки, качества документирования, что подтверждается анализом ревизионных материалов:

- Отдельные плановые вопросы проверяются поверхностно, без проведения надлежащего комплекса ревизионных действий, некоторые вообще не находят отражения в актах (справках)

- Имеют место случаи незавершения ревизионных действий при установлении в ходе контрольных мероприятий признаков нарушений;

- Допускаются факты изложения в актах (справках) признаков и / или фактов нарушений, которые не квалифицируются как нарушение, общая сумма нарушений не рассчитывается и не предъявляется к дальнейшему возмещению за счет виновных лиц;

- При документировании сути нарушений не всегда обеспечивается полнота и ясность изложения установленных фактов, обстоятельств и условий нарушения, вследствие чего возможно двойное их применения;

- В отдельных актах содержатся документально неподтвержденные и логически обоснованные выводы;

- В значительной части проанализированных актов (справок) отсутствуют ссылки на нарушенные нормативно-правовые акты, не всегда отбираются объяснения должностных лиц.

Кроме того, проанализированы в ходе ревизии материалы тематических проверок домов-интернатов Тернопольской области вообще не отвечают требованиям большинства нормативно-правовых актов как общего законодательства, определяющего деятельность ЦОИВ, так и внутренних документов.

В частности, приказы на их проведение в нарушение п. 9 стандарта - 3 не содержали всех обязательных реквизитов, в нарушение п. 8 Стандарта - 3 и внутренней инструкции отсутствуют планы и программы их проведения; освещены в актах вопросы выходят за пределы законодательно установленных полномочий Минтруда и не соответствуют определенной приказом Министра теме проверки. Кроме того, акты не подписаны должностными лицами непосредственно проверенных объектов контроля, чем нарушен п. 7 Порядка осуществления министерствами, другими ЦОИВ внутреннего финансового контроля, утвержденного постановлением № 685, и внутренние документы министерства.

Установлено недостоверности отдельных показателей отчетности формы № 11 - ревизия за проверенный период, несоответствие материалов контрольных мероприятий суммам, включенным в отчетности по их результатам, в том числе выявлено необоснованное включение в отчет за 2005 год недостачи на сумму 19,4 млн грн. по результатам проверки ООО "Украинские очки".

Несмотря на общее улучшение системы реализации ревизионных материалов, установлен ряд недостатков в организации этой работы, в частности отсутствие в отдельных письмах-требованиях по результатам контрольных мероприятий четких предложений и конкретных механизмов устранения нарушений, а также единичные факты необеспечения принятия надлежащих мер по выявленным фактам нарушения и внесение в отчеты сумм возмещения выявленных нарушений без ссылки и / или наличия копий документов, подтверждающих факт возмещения.

При передаче материалов контрольных мероприятий в правоохранительные органы не соблюден ряд требований стандарта - 9 "Взаимодействие с правоохранительными органами", в частности отсутствие в переданных материалах части предусмотренной официальной документации и описания переданных материалов, нарушение установленных сроков передачи материалов и т.п..

Кроме того, после проведения предварительной проверки ГлавКРУ до сих пор остались устранить ряд недостатков, на которые обращено внимание в письме по ее результатам.

С целью устранения выявленных недостатков и улучшению состояния контрольно-ревизионной работы предложено: рассмотреть результаты ревизии на заседании коллегии министерства с участием представителей ГлавКРУ; привести внутренние документы в соответствие с законодательством, в том числе в части полномочий КРУ на осуществление внутреннего финансового контроля и участия в государственном надзоре; принять действенные меры для устранения недостатков в планировании контрольно-ревизионной работы и утвердить порядок планирования контрольных мероприятий, обеспечить выполнение планов и своевременное информирование ГлавКРУ о проведении внеплановых контрольных мероприятий; полнота ревизионных действий, надлежащий уровень их документирования согласно требованиям стандартов, установление продолжительности контрольных мероприятий, достаточной для их качественного выполнения, достоверность отчетности ф. № 11 - ревизия, соблюдение стандарта - 9 "Взаимодействие с правоохранительными органами"; устранить недостатки в реализации ревизионных материалов.

Теги: О состоянии контрольно-ревизионной работы в Министерстве труда и социальной политики Украины

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.