Часто считают, что монахами становятся из-за проблем в светской жизни.

Часто считают, что монахами становятся из-за проблем в светской жизни.
Часто считают, что монахами становятся из-за проблем в светской жизни. Однако и в келье, и за высокими и прочными стенами обители не спрятаться от самого себя. Тогда почему становятся "людьми в черном"? .. Монашество - это призвание или Божья воля? Ответ на этот вопрос могут дать две судьбы: матушки Стефани, игуменьи старейшего в Украине Зимненский ставропигиального женского монастыря, и митрополита Луцкого и Волынского Украинской православной церкви Нифонта, который, в свое время, и благословил ее на этот духовный путь.

В монастыре первую очередь нужно избавиться от собственной воли

Сегодня в это и не верится, но во времена юности будущей игумении, тогда еще Вали Бандуры из маленького волынского села Залюття, было так мало монастырей, люди не знали, кто они такие, те монахи? .. Через село время проходили паломники, которые путешествовали по святым местам, их называли "Странник", а их было много, то стелили на ночь на полу. Вот и мама Валина больше переживала, что, став монашкой, дочь будет "странниц" и спать на полу в чужих домах ... В Залютти долгое время не то, что церкви не было и ближайшая находилась за 10 километров в Крымном: здесь не было и своего кладбища, хоронили в соседних селах. Вот в том Крымное, где и служба Божия - лишь раз в неделю, по воскресеньям, и зачастила (пешком, с подругами) будущая игуменья. В седьмом классе уже пела на клиросе в церковном хоре. А во время престольного праздника в храме поселка Заболотье поразил пение хористов - показалось, что это ангелы поют. Сейчас матушка Стефана говорит: это было то, что называется Божьим дыханием, Божьей благодатью. Ибо с тех пор и стала думать: как бы стать монашкой? ..

- На монашескую жизнь меня благословил владыка Нифонт. Но тогда он еще был молодым священником. Я услышала, что в Заболотье приедет "монах из Рудки" (отец Нифонт тогда служил в храме села Рудка-Козинская Рожищенского района - авт.), Который очень хорошо проповеди говорит. Знала, что к нему в Рудку отовсюду едут люди, чтобы услышать слово Божие. Ушла из любопытства. И стала его прихожанкой и духовной воспитанницей, - вспоминает матушка Стефана.

Это сейчас Зимненский монастырь, который стоит на Святой горе под древним Владимиром-Волынским, также стал местом паломничества. К чудотворной иконе Зимненской Богоматери люди едут со всего мира, родители часто (после Иерусалима и Почаева) привозят лечить души детей, которых затянул Интернет или наркотики ... Матушка же поднимала обитель из руин. Уже много лет в монастыре и ее ... мама, которая после смерти мужа приняла монашеский постриг.

- Мама - мой оберег. Когда еду в дорогу, знаю, что она меня молится. Для нее, говорит, нет большего счастья, чем быть в церкви на службе. Если храм на ночь не закрывали, наверное в нем и ночевала бы. Словно наверстывает те годы, когда наше село без храма жили.

Мне не раз приходилось бывать в Зимненском монастыре, и ни разу не видела плачущих монашенок. Возможно сосредоточены так. Поскольку в этом месте, которое часто светские люди воспринимают как своеобразную тюрьму за стенами, все-таки по-другому ощущается и течение жизни. Он не такой частый, как за воротами обители. Но и покоя здесь, понимание, что мы только гости в этом мире, здесь чувствуется больше. На вопрос, часто обращаются в монастырь желающие уйти от суеты земной, игуменья отвечает фразой из Священного Писания: "Много званых - мало избранных".

- Монашеская жизнь - особое, это зов Божий, это великая тайна Божия. И только глубокая вера в Господа помогает в монастыре и удержаться, и жить. Желающих пополнить наши ряды очень много, но часто люди просто не знают, что их в действительности ожидает. Первое, что нужно, - отречься от своей воли. Ты свою волю вручаешь настоятелю, а через него - Господу. В монастыре все делается только по благословению. Понять это и смириться с этим очень непросто. Очень просто! И выдержит только человек, верит, что выполняет послушание во славу Божию и ради личного спасения. Я хотела быть ближе к Богу, а в монастыре для этого гораздо больше возможностей. Поэтому в моей душе нет споров. Когда-то мой отец решил посмотреть, как живут его дочери. Нас же четверо, есть в родном селе, а есть и в других местах по всей Украине. Поехал, посмотрел, и потом сказал: "А счастливой моя Валя!" Это мое светское имя до пострига ...

"Господь людей выбирает еще в утробе матери"

Владыка Нифонт благословил на монашескую жизнь не только матушку Стефану, который, конечно, очень хорошо помнит еще с ее приездов на службу Божью в Рудку-Козинский. Считает, что будущих монахов Господь "выбирает еще в утробе матери" и ведет их своим путем.

- Разумеется, я не убеждал Валю Бандуру покинуть этот мир и идти в монастырь. Такого языка никогда и ни с кем не веду. Наоборот, когда ко мне приходила человек и заикался о монашестве, очень строго к ней подходил. Ведь назад возврата нет. С этим не шутят и не пробуют на вкус, чтобы, образно говоря, попробовать и потом отказаться есть ...

- Чем является постриг для человека, так корне меняет свою жизнь? Это потрясение или счастья от осуществления мечты? .. Что человек переживает? Ведь во время пострига всегда плачут все люди в церкви. Правда, тот, кого постригают в монахи, не плачет.

- Назвать это потрясением невозможно, ибо это желание сердца и души. Человек этого хотела, старалась, искала и нашла. Кто ищет монашеской жизни, то должен знать, что с пострига для этого мира он умерший, он как живой ложится в гроб. Когда я стал архиереем, то первыми, кого постриг в монахи, были нынешний отец Алипий, а тогда еще - Анатолий и отец Корнилий, сейчас он в Псковском монастыре, которые приезжали ко мне на службу еще в Рудку-Козинский. Постриг проходил в храме Рождества Божьей Матери в Киеве. После пострижения сказал проповедь, народ очень помню, плакал. На следующий день приходит одна из хористок и говорит: "Владыка, вчера пережила страшное, чем чернобыльской аварии". Так восприняла постриг. Такие, говорит, молодые и красивые парни, красота то какая, и они как ... умерли. Так, говорю, умерли, но не физически, а духовно. Да они и родились духовно! Это вам кажется, что все кончено, Господь раз и готовит сердце человека к такому выбору, и она его делает.

- На очень старом кладбище возле церквушки святого Онуфрия в селе Мильцы, что в Старовижевском районе, приходилось видеть много могил монахов. Ведь рядом действовал и действует снова монастырь. Но поразило, что на крестах вк азан ... три даты. Дата рождения, дата пострига, то есть смерти для светской жизни, и, собственно, дата окончания жизни земной.

- Поэтому и плачут люди, которые пришли увидеть постриг в монахи. Они понимают, что молодой человек одрикаеться от мира и всех его утех. Поэтому и монахи старые плачут, прожив в монастыре и 30, и даже 60 лет, потому что знают, какую цену надо платить за судьбу монашескую. Это фактически как духовная смерть. Меня в миру называли Василием, но Василий умер и родился новый человек с именем Нифонт. Свое желание стать монахом я первому открыл архимандриту Иоанну Маслову, который был выходцем из Глинской пустыни, что на Сумщине. Очень высокого духовного уровня человек. Это были семидесятые годы прошлого века, власть атеистическая, богоборческая. Батюшка испытывал меня три года, хотя я уже был не молод, в армии отслужил. Все говорил: "Посмотри на себя. Ну какой из тебя монах? Тебе жениться надо ". А, наконец, благословляя, сказал: "Смотри, Вася, чтобы мне потом Господь не сказал:" Что же ты, Иван, посылаешь мне пустые кувшины? ". Помни, что монашескую одежду не спасает, а обязывает. Какая польза, когда на кол эту одежду надеть? .. Получится чучело. Что бы ты, Вася, им не был, а стал настоящим монахом! "Поэтому для меня постриг был не потрясением, а новым рождением.

Монахом я стал в марте 1974 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В четверг постригли меня еще с одним юношей, и мы три дня в храме молились, на трапезу выводили раз в сутки. Ранняя весна, в церкви еще прохладно, ни холод, ни голод не беспокоили, не хотелось спать. Потому и благодать, которую получил во время пострига, даже физически ощущалась. Словно я был в коконе каком-то, чувствовал вокруг себя физическое тепло. А в воскресенье мы вышли из храма, начали уходить с поздравлениями московские знакомые, преподаватели духовной семинарии, академии ... Уже записочки принесли, помолиться за рабов Божиих просят, хотя ты и сам еще хорошо Богу не молился. И уже эта суета как отодвинула ощущение, с которым жил три дня. Но то, что пережил после пострига, есть в словах псалма: "Укусите и видите, яко благ Господь". То есть попробуйте и почувствуете, как благ Господь и какова Его благодать, к которой надо стремиться всю свою земную жизнь.

- Будучи еще священником на приходе в Рудке-Козинской вы обратили к Богу немало людей. Так же и после. Сколько благословили в монашество или священицтво?

- Я не могу сейчас сказать, сколько людей загорелось от слова Божия, от проповеди и пошли по монашеской дороге, не всех считал и не о всех мог знать. Но знаю, что 43 юношам, которые приезжали ко мне в Рудку-Козинский, давал рекомендации в духовные школы. Кто-то стал священником, кто-то - монахом. Среди них есть два архиерея, является архимандриты и наместники монастырей. И было до сорока девочек из моего устного благословения оставляли этот мир и уходили в монастыри. Среди них игуменьи, есть монашки и в Киеве, по всей Украине. В душе с трепетом радуюсь, что Господь в свое время посеял в их сердца хорошо евангельское слово, и проросло оно таким большим урожаем. Всегда прошу, чтобы и Господь помог, чтобы эти люди, которые пошли по этой узкой дороге в монастырь, тоже приносили хорошие плоды для славы Божией и укрепления и спасения человеческих душ.

- Сейчас бы меньше желающих уйти в монастырь ...

- Не сказал бы. Если во времена богоборческой советской власти на территории такого великого Советского Союза было 18 действующих наших монастырей и еще два действовали за рубежом (в Иерусалиме и на Афоне), то теперь только в Украине их более 200. Правда люди уже не такие сильные духовно, ибо их души разрушают многие пороки. В монастыре идут, но очень трудно приживаются. Поживет год-два послушником, и ищет легкого. Обычно в монастыре трудно. Подъем в 5 часов, через полчаса должен быть на братском молебне, после него - на литургии. Затем выполнение послушания. Вечером снова служба в храме, который может длиться до 22 часов. Это утомляет, но как солдат в армии, так и монах в монастыре привыкает к режиму и такого образа жизни. Когда я был молодым иеромонахом, то удивлялся, что монашки из Корецкого монастыря обрабатывали ... колхозный огород. Им доверяли, ибо честные, не воровали. Но осенью им давали овощи для обители. Вот утром встали, помолились, позавтракали - и на четыре-пять часов в поле под палящее солнце. А там опять на молитовка в храм ... Трудно, но все было в радость. Так же и сейчас выбраны Господом приходят в монастыри и остаются в них до конца своего земного возраста. Это призвание Божие. Кого Господь определил, то и пойдет за ним, несмотря ни на что.

Беседовала Наталья МАЛИМОН, «День», Волынская область

Теги: Часто считают, что монахами становятся из-за проблем в светской жизни.

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.