Владыка Нифонт: Пусть Господь всех нас благословит согласием и братской любовью. Пусть грядущий 2010 год будет лучше и счастливее

Владыка Нифонт: Пусть Господь всех нас благословит согласием и братской любовью. Пусть грядущий 2010 год будет лучше и счастливее
Владыка Нифонт: Пусть Господь всех нас благословит согласием и братской любовью. Пусть грядущий 2010 год будет лучше и счастливее
2009 год в нашей стране пронесся под знаком очередного политического противостояния, не без влияния финансово-экономического кризиса, но при этом заставил украинское осознать цену человеческой жизни и здоровья. Он стал годом пристального внимания к церковных событий, так или иначе влиять на нашу историю. Речь идет и о последствия визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на украинскую землю, и о маленький шаг к примирению двух ветвей украинского православия.

В православном летописи 2009 еще своего конца не завершен, но о его достижениях и о надеждах на будущее в жизни Украинской Православной Церкви говорим с митрополитом Луцким и Волынским Нифонтом (в миру Василием Андреевичем Солодуха).

- Ваше Высокопреосвященство, какие события, которые происходили в прошлом году Вы считаете определяющими для Волынской епархии УПЦ?


- Стоит начать с того, что в прошлом году был освящен несколько новых храмов. Два из них - в Киеве: кирпичный Крестовоздвиженский - в Теремной и деревянный Петро-Павловский - на кладбище по улице Ривненской. Это радует местных жителей и вдохновляет нас. Освящен новые храмы в селах, зарегистрировано несколько новых наших общин. Это также радует. В наших монастырях стало больше тех, кто несет подвиг монашества. В Свято-Троицком женском монастыре, что близ села Староселье нам понемногу удается сводить корпуса для детского православного лагеря. Приобретенные новая мебель. Этим летом было уже два заезда. Дети отдохнули, обогатились духовно. Там же кругом лес и покой. Родители такие лагеря очень хорошо воспринимают. Но, чтобы довести до ума тот лагерь, то еще нужно много средств.

Знаменательным для Волыни дате, безусловно, является визит Его Святейшества Патриарха Кирилла. Я перед тем очень переживал, ибо всякие голоса здесь было слышно. Так нас пугали пикетами, то баррикадами, которые «не пускали московского попа». Но по милости Божией все произошло очень хорошо. Было около 10 тысяч человек и духовенства у храма Всех Святых земли Волынской, куда приезжал Патриарх. Люди приняли этот визит с верой в сердце. Патриарху в очень понравилось. Я сам слышал от архиереев, сопровождавших Патриарха, он был удивлен силой живой веры и живой молитвы нашего волынского народа. Он говорил: «Такой маленький провинциальный городок, а как они молятся сплоченно». Его Святейшество поразили и наши искренние волынские три слова: «Спаси Вас, Господи», которые многотысячная община говорила вместе и единым сердцем.

В уходящем году, нас не обошли стороной и юбилеи Почаевской лавры. 450 лет прошло, как на волынскую землю было принесено Почаевскую чудотворную икону Божьей Матери и 350 исполнилось со времени прославления Преподобного Иова Почаевского.

Значительно поднялся в духовном плане обучения в Волынской духовной семинарии.

- Владыка, комментируя пребывания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Вы сказали, что он был поражен силой веры наших людей. Приходится слышать от паломников, которые бывают в русских православных святынях, что там люди ходят в церкви меньше, чем у нас в Украине ...

- В России святыни встают из руин и они очень ухожены. Там государство заботится об этом и благотворителей очень много. Если же мы возьмем Луцк, к примеру, то из старинных церквей у нас осталась только Покровушка (Свято-Покровский храм города Луцка - «ВП»). В России же древних святынь очень много. Они были запущены и сейчас возрождаются. Наши паломники ездили в Соловецкий монастырь. В советские времена там был концлагерь. Там уничтожено много духовенства и интеллигенции. Теперь Соловецкая обитель возникла из руины. Действительно, местные люди ходят в церкви меньше, чем у нас. Наш народ простой и бедный, но, пожалуй, богаче духовно. Собственно, это и Святейший заметил: «Глаза у них полные слез, дождь льет, а они поют:« Гоподы, помилуй ». Небо поднимается и опускается от Этой молитвы ». В простоте своих сердец наши люди искренне возносят свои молитвы к Богу.

- Сегодня в Киеве ведется грандиозное строительство на 33 квартале. Там сооружают храм Всех Святых земли Волынской. Когда, по Вашим прогнозам, к храму смогут приходить лучане?

- Все упирается в финансы. Лет 7-8 назад мы не имели хорошей бригады строителей. Они приходили и уходили. Слава Богу, лет 6 в нас работает профессиональная бригада, которая и частично помогает средствами. Когда мы перед ними задолжало, то они не требуют срочных выплат. Сейчас мы имеем задолженность пред ними где-то тысяч двести. Нам никто из властей не помогает в этом деле. Строительство же затеянные действительно велико. Этот собор строится на века и его надо сделать таким, чтобы, не дай Бог, не случилось никакой разрухи. Очень много времени заняло перекрытия нижнего храма. Ведь там все сформировано на арках. Затем стали возводить стены и колонны. Опять пошло арочное перекрытие. Там у нас будет галерея с правой и с левой стороны. На западной части храма - арочные перекрытия. Этим летом те арки и заливались. Это - очень сложная конструкция. После арок строить перекрытия на обоих балконах, а затем - снова арки самого купола. Часовня также строить не стандартно, что займет много времени. Храм будет стоять на четырехстах сваях. Все это строится так, чтобы храм выстоял даже при землетрясении, хотя в наших краях пока такого явления не было. Если бы мы имели достаточно средств, то строительство двигалось бы быстрее, можно было бы завершить его лет за три-четыре. Пока нет высокого перекрытия мы не можем украшать и нижньогго храма, потому что вода просачивается. Хотя мы служим в нижнем храме на Святого Апостола Андрея Первозванного. Это будет большой собор для Луцка.

- Кто те люди, которые в наше время принимают решение посвятить свою жизнь службе Господу в монастырях?

- Если вас интересует возраст этих людей, то скажу, что среди них - и старшие, и молодые. В Чарторыйскому монастыре изъявили желание служить несколько старших мужчин, а в Михновского обители пришли совсем молодые девочки. Правда, есть такие, которые приходят и не выдерживают этого подвига. Для многих монастырь становится домом и вскоре мы одягатимемо их в монашескую одежду. Есть такие девочки, которые будто прирожденные для монашества, очень хорошо вписываются в коллектив монахинь.

- Телекомпания «1 +1» в новостях протранслювала серию сюжетов «У Бога за пазухой». Смотрели ли Вы эти материалы и как прокомментируете показано в них?

- Я видел очень мало. Но слышал от духовенства и от верующих, что это делалось на заказ и для того, чтобы подорвать авторитет православия в любой форме. Во всех конфессиях мира есть разные неточности. Люди есть люди и они допускают ошибки, а освещать сегодня злорадно и ехидно ошибку одного человека и по этому судить всю церковь - не подходит. Эта программа была направлена ​​на то, чтобы унизить Святое Православие - ту инстанцию, которой больше склоняется народе. Люди находят успокоение души и усмирения своего разбушевавшегося ума. Я не знаю, чье это заказ и для кого оно делалось. Скажу так, как сказал Христос: «Кто без греха возьми первый камень и брось в того, кого осуждаешь». Мы все грешные и пусть Церковь разбирает свои ошибки внутрь. СМИ не должны этим наслаждаться. Это ни для кого не принесет пользы.

- Известно, что ночь светского Нового года Вы провели в Почаевской лавре, где чествовали память Преподобного Амфилохия. Много людей приезжают в этой великой православной святыни именно в ночь с 31 декабря на 1 января?

- Преподобный Амфилохий завершил свою земную жизнь 1 января 1971 года. После канонизации этого угодника Божьего нашей церковью принято праздновать день его памяти 12 мая (День рождения) и уже лет с четырех - 1 января (день кончины). Году, несмотря на плохую погоду, только от Свято-Покровского храма отправились три больших автобуса с 170 паломниками. С Волыни поехало и много маленьких автобусов от приходов. Меня приятно удивляет тот факт, что из года в год на всенощной службе в Почаеве людей все больше и больше.

В этом году Свято-Успенский собор был переполнен. Люди стояли очень Тесненькие. Служба продолжалась с 17 часов вечера до 22. Затем в 1 час ночи началась служба в семинарском храме, освященном в честь Преподобного Амфилохия. Там также был полон храм и люди молились всю ночь. Так же было и на утренней литургии. Люди, приложившись к святыням, поспешили на службу. Это очень радует. Потому, если осознать, что в эту новогоднюю ночь происходит в мире: веселье, разврат, пьянство, и все это делается без Бога, то приятно знать, что в Почаевской лавре в это время люди молятся Богу, чтобы Он сохранил нашу земную родину - Украину и наш православный народ. Эта общая церковная молитва очень сильна.

- Приходилось ли Вам хотя бы в детстве, праздновать светский Новый год?

- Я принимал участие в школьных мероприятиях. Помню одного года играл роль цыганки. Меня одели в тьотине платье салатового цвета, сделали из лошадиной гривы прическу ... А вот встречать Новый год в 12 часов ночи тогда было не принято. Новый год праздновали по старому стилю. Готовили богатый ужин на вечер 13 января, в церквях служили молебны. Таких праздников как сейчас не было.

Иногда нынешние празднования набирают какой-то язичненськои мистерии. Но стоит заметить, что светский Новый год приходится на период поста. Нужно молиться, можно и почаркуваты немного, но в разумных пределах. Можно подготовить вкусные блюда, но песни с рыбой и посидеть с друзьями. Новый год надо встречать с молитвой и пожеланиями добра, а не с пьяной головой. К сожалению, сегодня люди начинают забывать о том благочестие, которое было присуще нашему народу. Распутная культура и свобода с грязью к нам идет с Запада. Это - боговидступницьки и не наши традиции. Нам следует хотя бы на 5 минут поднять глаза к Богу и просить, чтобы благословил нас, и государство, и руководителей ее, чтобы Господь дал мир и урожай.

Вот смотрите, советская власть строила светлое будущее без Бога, а к чему пришла? К сожалению, теперь также вытесняют Бога и вносят в нашу культуру что-то идолопоклонническое.

- От западной культуры наши люди переняли немало праздников таких как Хэллоуин или День влюбленных. Может православная церковь не просто противостоять этим традициям, а предложить что-то альтернативное?

- Надо, чтобы православной церкви дали такую ​​возможность. Традиции нехристианских народов нам не приемлемы. Наши предки воспитаны совсем иначе - не в роскоши, а на добрые и милосердии. Они были бедны, но делились последним куском хлеба.

Я помню, когда был ребенком, то в школах и домах культуры ставили различные сценки и концерты. Оно было светское, но без мерзости и разврата. Это человек вдохновляло. Хотя в этот период происходило другая беда - закрывались храмы. Но в клубах которые были танцы! Вальс, краковяк, яблочко, полька ... Сейчас звучит музыка, которая пришла с Запада. Она разрушает нервную систему и психику человека. Если человек слушает тяжелый рок, то она звереет. Что будет из тех детей, если они подрастут? Если бы государство пошло на встречу православной церкви (а я думаю, что никто не сомневается, что Украина - православная), то мы могли бы донести до молодежи, что следует очищаться от всего чужого и язичненського. Мы должны быть богаты тем, чем жили наши предки.

- Какое празднование Рождества является самым памятным для вас?


- Самым памятным был 2000-й год. Когда праздновался юбилей Рождества Христова. Весь христианский мир отмечал это событие. Во всех наших благочиниях были проведены Рождественские концерты.

Знаменательным для меня и 2008 год. Тогда я дважды служил Божественную литургию с архиепископом Феофилактом Иорданским, который занимается в Вифлееме православной Базилики Рождества Крестового. Это было что-то необыкновенное. Приходилось служить и в Пещере Гроба Господня. На приеме у архиепископа мы пели украинские колядки. Наша паломницька група з 54 чоловік співала і «Христос народився», і «Нову радість». Владика з греками були зворушені і плакали.

В дитинстві я був сиротою. В моєї бабусі і в тьоті було все дуже просто. На покутній стіні у куточку клали сіно пахуче, накривали його обрусом, клали на домотканому рушнику хлібинку, декілька пирогів новоспечених та ставили свічечку біля іконочок. Так і святкували. Звісно ж, йшли до церкви. А ще в моєму дитинстві була традиція колядувати. Діти ходили від хати до хати та колядували. На щастя, зараз це відновлюється. Вийдеш на вулицю – тиха морозна ніч... І чутно як співають то там, то тут.


– Як порадите волинянам відзначати Різдво як велике православне свято? Відомо, що серед нас прийнято готуватися до свята, але дуже часто ці приготування обмежуються прибиранням оселі та гонитвою по супермаркетах, хоч і криза...

– Чрево – для яства, а яство – для чрева. Усе це проходяще. Найголовніше, не в їжі і питті. Радість в тому, що кожна віруюча людина має прийти цього дня на зустріч з Богом. Зустріч відбувається у храмі під час спільної загальної церковної молитви. Треба, щоб людина приходила на цю зустріч якомога частіше. Треба побувати на літургії, помолитися за здоров'я близьких та пом'янути померлих. Після церкви можна сідати до святкового столу. До нього колись подавали те, що вирощене було власними руками. Сьогодні ж тільки в селах так готуються. Міські люди закупляються у супермаркетах. Часто це все буває не зовсім корисне і здорове, хоча й красиво упаковане.

– В світі Різдво святкується двічі на рік. Католики відзначають цю подію 25 грудня за новим стилем, а православні – 7 січня. Часто доводиться чути від людей думки про те, що було би добре, якби таке святкування відбувалося одночасно, щоб весь християнський світ мав одну дату Різдва Христового. Чи реально цього досягти в результаті якихось перемовин між релігійними діячами різних конфесій і чи варто ініціювати такі перемовини, з Вашої точки зору?


– Я не знаю, чи такі переговори матимуть результат. Якщо ж аналізувати цю ситуацію, то треба пригадати історію. Варто відштовхуватися не стільки від Різдва, як від Пасхи. В нашій церкві Пасха святкується лише за старим стилем. Те, що Господь посилає в це свято свої благодатні дари засвідчує нам сходження Благодатного вогню у Велику суботу. Католики святкують Пасху за новим стилем і сходження Благодатного вогню на Гробі Господньому не спостерігається. Так було віками. Що стосується Різдва, то до 4 століття воно святкувалося разом зі святом Хрещення Господнього – Богоявленням. В 4 столітті ці два свята розділили.

Те, що Різдво нині святкується за двома календарями – це все людські амбіції. Календар – рухомий. Час не можна застопорити, бо він рухається. Нема жодного календаря досконалого! І в Юліанському, і в Григоріанському календарі набігають зайві секунди, хвилини години, дні... Але, якщо говорити про єднання, то я б казав, що не можна силувати православний світ переходити на католицьку традицію, а навпаки католикам треба повернутися до старого святкування християнських свят. Щоправда, сьогодні частенько говорять, що ніхто не знає, коли було Різдво Хрестове. Але ж, даруйте, ми маємо встановлені традиції. За 9 місяців до Різдва ми маємо Благовіщення, сім днів після Різдва – Обрізання Господнє. 40 днів після Різдва – Стрітення Господнє. Якщо ми аналізуємо глибину і зміст церковних богослужінь, то бачимо, що на кожне свято читаються відповідні фрагменти зі Святого письма.

Пасха - это центр, праздник из праздников. Все привязывается к этому дню - Воскресение Сына Божия. В Евангелии четко сказано, что Иисус Христос был распят в пятницу накануне 14 нисана (празднуется еврейская пасха в память исхода евреев из египетского плена) и в воскресенье на рассвете воскрес. Сегодня даже ученые могут вычислить, когда и в какой день Христос воскрес. Но момента, когда Он родился не зафиксировано, также не установлено, когда он крестился и когда преобразился на горе Фавор. Но Евангелие не ставит целью указать точную дату, или привязать события к какому-то определенному времени, но они утверждены традицией. Католики, пошли на новый стиль летоисчисления и таким образом от той традиции отступили. К ним присоединились некоторые другие христианские конфессии. Православие же отмечает праздники по старому стилю. Но вот греки празднуют и по старому, и по новому стилю. Иерусалим - по старому. То же самое касается Грузии и Святой горы Афон, где все монастыри отмечают Рождество по старому стилю. Если празднование соединилось, было бы лучше, но надо понимать, что вековые традиции нарушили не православные. Если инициировать переговоры, о которых вы упоминали, то было бы хорошо, чтобы никто никого ни к чему не принуждал: ни католиков, ни православных. Было бы хорошо, если бы тот, кто нарушил традицию осознал это и поправился, но без какого-либо давления и принуждения.

- В прошлом году начались подготовительные действия к переговорному процессу между УПЦ и УПЦ КП. Стоит ли ожидать эффекта от этого события? Простые верующие, не знают пока того, о чем говорят между собой религиозные деятели, так как заседание пока происходят за закрытыми дверями ...

- Польза от этого будет, но не сразу. Что происходит на тех заседаниях и я, к сожалению, не знаю. Известно, что наша церковь и УПЦ КП создали комиссии и они встретились и разработали 10 пунктов, по которым будут проходить предстоящие переговоры.

Позитив будет. И есть же примеры в истории. В 2007 году, когда покойный митрополит Лавр - Предстоятель зарубежной православной церкви РПЦ вместе с покойным Патриархом Алексием II в вели подобные переговоры. В конце концов они пришли единства. Зарубежная церковь поливала РПЦ в хрущевские годы и в 70-е прошлого века страшным грязью. Потом они пошли на шаг примирения. Никто никого не заставлял становиться на колени. Потому пугают же и говорят, что будут заставлять каяться. Мол, не за что. А как же не за что, когда есть рана, которая кровоточит! Разделение - это ненормально ни для общества, ни для государства, ни для Бога, ни для Церкви. Для чего это было сделано? Для политической идеи? Разве это оправдалось? Говорят, не хотим быть рабами Москвы. Но мы рабы Божии и более не чьи.

Польза от переговоров, которые готовятся должно быть и для общества в целом, и для канонической Церкви, и для неканонической.

- Что может стать камнем преткновения в этих переговорах?


- Только человеческие амбиции. Мы все знаем притчу о блудном сыне, который хотел отделиться от отца и стать самостоятельным. Папа исполнил его волю. Филарет отошел от Церкви - Единой Православной Апостольской, хотя она дала ему образование, монашество, архиерейства. Он был 30 лет экзархом в Украине. Почему он ушел? Что хотел этим показать? О какой автокефалии сегодня можно говорить в Украине? От кого надо отделяться? Филарет говорит: «Мы не хотим ни Москвы, ни Константинополь, а поместной церкви». Извините, но мы поместной Церкви в Украине более 1000 лет. Почему же Филарет от нее отошел. Блудный сын, как мы знаем из Евангелия посмотрел в глубину своей души и увидел, что он ошибся. Мы не хотим, чтобы кто-то становился на колени бил Москве поклон. Зарубежная церковь Москве не кланялась, а сделала шаг к взаимопониманию. Правда, там были владыки не удовлетворены.

То же самое может произойти и в Украине. Но надо душу спасать и народ, и веру. Если мы будем ссориться дальше, то этим воспользуются только сектанты. Нам надо идти к единству, поняв это. Если будет объединение, то это будет происходить на Соборе. Там будут приниматься какие-то соборные решения. Тогда станет известно, как посмотрят на епископат Киевского патриархата, как посмотрят на духовенство, как посмотрят на тех, кого они крестили и венчали, совершали другие таинства ... В истории церкви такие моменты уже были и принимались соборные решения. Полезно, чтобы никто при этом не руководствовался амбициями и политическими убеждениями. Самая любовь - это та, которая умеет жертвовать самим собой. Надо сделать так, чтобы люди остались довольны, благодатные и спасались.

- Владыка, чего пожелаете Волыни в канун больших православных праздников?


- Дорогим моим Волыни желаю одного: пусть Господь всех нас благословит согласием, братской любовью, верностью. Давай нам хлеб и к хлебу. Желаю всем в дни Рождества бодрого праздничного настроения, чтобы забыли все невзгоды и трудности, которые пришлось преодолевать в прошлом году. Пусть грядущий 2010 год будет лучше и счастливее. Пусть Господь бережет наш волынский край. Пусть нас минуют природные катаклизмы и бедствия. Пусть мы все будем здоровы, чтобы не было эпидемии: ни свиной, ни мышиной. Пусть никто не терпит никакого кризиса. Финансовый кризис для людей мудрых не страшна, а моральный кризис духа - это гибель нации. Дай Бог, чтобы у нас было все в порядке. Пусть Господь будет с нами и простит нам грехи наши. Всем желаю веселых праздников, крепкого здоровья, земного счастья и Божьего благословения!

Теги: Владыка Нифонт: Пусть Господь всех нас благословит согласием и братской любовью. Пусть грядущий 2010 год будет лучше и счастливее

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.