Что люди скажут?

Что люди скажут?
Что люди скажут?
Не хочу, чтобы мои дети были отличниками. Хотя сама окончила школу с «золотой медалью», а университет - с «красным дипломом». Почему я пишу об этом в православной газете? Да потому что связь между нашей образованием и духовностью гораздо теснее, чем это заметно на первый взгляд. Комплекс отличника преследует многих на всю жизнь. При этом чтобы получить этот комплекс, необязательно закончить школу на одни пятерки, то бишь двеннадцатки. Стоит только всеми силами стараться улучшить свой аттестат - и вы в ловушке. И даже не в одной.

Основная из ловушек - боязнь ошибиться и показать себя менее образованным, чем об этом говорят оценки. Ведь одноклассники засмеют или учительницу разочаруешь. Каждый свой поступок сверяешь со своим статусом отличника. После получения всех уровней образования уже и об оценке не вспоминаешь, зато всеми своими силами пытаешься соответствовать ожиданиям окружающих. Что люди скажут? Этот вопрос напрямую связан с комплексом отличника. Так боимся стать на защиту меньшинства, хотя и чувствуем нутром, выступившей против лжи, но в глазах призрачной большинства неправа, потому что большинство не с ней.

Боимся риска и новых знаний. Чтобы помянуть дорогу человека, ныне покойная, в Церкви нужно принести три хлеба. Так объясняют «знающие» знакомые, так видим на каждой панихиде. Почему? Зачем? Не интересуемся. Когда кто-то из уже упомянутой меньшинства объясняет, что служить панихиду после литургии обязательно, ведь за умерших всякий молимся на самом Литургии, которая является основным богослужением, не воспринимаем, ведь большинство поминает умерших на отдельной службе. А три буханки воспринимается почти как сакральный долг. Хотя нашим близким, которые перешли в вечность, нужна только наша любовь и молитвы. А хлеб - это пожертвование Церкви, которая может быть и иным образом: средствами, трудом, помощи нуждающимся ...

Несем на могилки родных пасочки и яйца после Пасхи - ибо все так делают. Порой и рюмку поставим, если умерший при жизни этого не чурался. Неважно, что сгорел от пьянства. Неважно, что эта традиция родом из язычества, когда люди верили, что эти дары действительно предназначены для умерших. Главное, чтобы та же призрачная большинство не осудила.

Обряды и общественные стереотипы определяют наши поступки, а не здравый смысл и умеренность. На Пасху главное - посвятить яйца и куличи, на праздник Троицы - застелить зеленью дом, на Рождество - сходить в гости и отбыть колядников. Как родить третьего или четвертого ребенка, если знакомы пальцами у виска крутить? Лучше - аборт, о нем мало кто узнает и большинство отнесется с пониманием. Как в выходной посетить больных, нуждающихся, брошенных? Лучше лежать тихо на диване у телевизора, потому что не готова душа к сопереживанию, а знакомые не оценят такого поступка. Как позвать гостей и не задать несколько литров спиртного, равно, что для одной части этих гостей - это мина уже не замедленного действия, для другого - пока замедленного. Но где же, трезвеннические застолья в нашей традиции, еще осудят, поэтому лучше вместе потруимо себя.

Боязнь ошибиться, рискнуть, узнать что-то новое, боязнь пойти против общественных необоснованных стереотипов дорожке здравого смысла и любви - это наше пререкания себя на рабство. Рабство телесное, умственное и духовное. Ждем, пока кто-то другой решит наши проблемы, без нашего вмешательства. Порой же решает. Но не всегда тот, на кого мы тайком рассчитываем.
Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.