Причины возникновения задержки психического развития

Причины возникновения задержки психического развития
Причины возникновения задержки психического развития

Это нарушение развития детей бывает различным в зависимости от факторов, которые его предопределяют: биологических и социальных (психогенных, социогенных). Сначала рассмотрим биологические причины возникновения задержки психического развития. Они тоже бывают разными, а именно:

1. Случается генетически обусловленное замедленное созревание различных систем организма, в т.ч. и нервной системы. Такие дети, не проявляя болезненных признаков, и физически, и психически отстают от возрастной нормы, которые проявляются во время обследования их на школьную зрелость. Особенно отстает эмоционально-волевая сфера: ребенок может проявлять достаточно знаний и сообразительности в игре, но очень тяжело воспринимает чисто учебные задания, плохо усваивает правила поведения, обязанности школьника. Адаптация к школе у ​​таких детей довольно сложная. лучше начинать школьное обучение позже, и при этом они требуют индивидуального подхода со стороны семьи и педагога.

2. Гораздо чаще сегодня происходит задержка психического развития детей, обусловленная различными телесными заболеваниями, особенно такими, которые начинаются в раннем возрасте, и, приобретая хроничности, надолго лишают ребенка жизнерадостности и активности.

Обратим внимание на то, что центральная нервная система в таких случаях непосредственно не поражается болезнью, но терпит от общего истощения детского организма. Болезнь снижает психический тонус ребенка, поэтому складываются неблагоприятные условия и для развития ее психических функций. Понятно, что первейшим условием преодоления такой формы задержки психического развития у ребенка есть лечение ее болезней. Однако этого бывает недостаточно, и требуется еще и систематическая педагогическая работа (но без перегрузок), чтобы заполнить пробелы общего психического развития.

Самой сложной является так называемая церебрально-органическая форма задержки психического развития. Как свидетельствует ее название (церебральный-мозговой), она связана с болезненным поражением мозга. Проявления ее устойчивы и ярче выражены. Чтобы их устранить или смягчить, нужны систематические и длительные лечебные и педагогические мероприятия. Во время неврологического обследования таких детей довольно часто обнаруживаются определенные отклонения в функционировании их нервной системы, что свидетельствует о вредном влиянии на мозг плода или новорожденного различных факторов, как: различные болезни матери во время беременности, токсичные вещества, которыми загрязнена окружающая среда, а также никотин, алкоголь, некоторые лекарственные препараты. Отсюда понятно, почему так много воспитанников домов младенцев и детдомов отстают в развитии. Вследствие химической зависимости матери, дети еще до рождения испытывают разрушительного воздействия алкоголя, наркотиков, а после рождения страдают от немалых других бед: халатность матери, проживание в атмосфере асоциальной семьи. Понятно, что условия проживания ребенка в неблагонадежной семьи: алкоголизм родителей, их невнимательности, а со временем и жестокость к ребенку - тоже могут стать причиной задержки его психического развития.

3. Задержку психического развития обуславливают различные воспалительные заболевания центральной нервной системы на протяжении первых лет жизни, а также травмы головного мозга. Признаки задержки психофизического развития, связанные с повреждением мозга, у многих детей проявляются уже в раннем детстве: запоздалым началом хождения, неуклюжестью в движениях, задержкой в ​​развитии речи, пониженной познавательной активностью. В зависимости от того, какие функциональные системы мозга претерпели повреждения, можно наблюдать отдельные особо выраженные нарушения познавательной деятельности. У некоторых детей наиболее выраженными являются недостатки развития речи, чтения, в других - счета, пространственной ориентации, произвольной регуляции повединки.Крим рассмотренных биологических факторов, задержку психического развития могут вызвать еще и так называемые социогенные или психогенные факторы. Само название говорит о том, что здесь негативное влияние на развитие ребенка оказывают условия социального окружения (условия проживания, организации развития, вскармливания (питание), общения и т.д.); раскрывая биологические факторы, мы уже частично затронули и социальных.

Проведено немало исследований, которые свидетельствуют о негативном влиянии на развитие ребенка раннего изоляции ее от контактов с матерью. Так, потеря или отсутствие тесного контакта с матерью или другим взрослым, который выполняет ее функции, уже в двухмесячном возрасте ребенка приводит к серьезным расстройствам в ее развитии. Детский организм в это время должен получать из внешней среды комплексы раздражений: поглаживание, прижатия к груди, ласковые, успокоительные модуляции голоса и т.д. Особенно вредны для детей прерваны эмоциональные контакты в раннем возрасте. Если такие контакты прерываются несколько раз, снижается способность эмоционально общаться и общее психическое развитие. Такие явления наблюдаются во время длительного пребывания ребенка в больнице без матери, поэтому они называются госпитализмом .. Уже на втором месяце отлучения от матери ребенок начинает худеть, легче подвергается заболеваниям, теряет ранее приобретенные навыки.


Возможность исправить эти недостатки зависит от длительности нарушения связей с матерью: чем они продолжительнее, тем труднее преодолеть их последствия. Конечно, материнскую функцию в общении с ребенком может выполнять другой человек - не обязательно биологическая мать. При этом важна именно качество общения.


Особенно пагубно сказывается на психическом развитии ребенка частая смена воспитателей, непродолжительность отношений с ними.

Итак, мы рассмотрели факторы, обусловливающие различные формы задержки психического развития ребенка и убедились, что практически в подавляющем большинстве случаев эти факторы сочетаются. Иногда даже тщательное обследование ребенка не позволяет определить, какие из факторов играли решающую роль в возникновении задержки психического развития. Оставляя этот вопрос для рассмотрения специалистов, хотим отметить, что более важным для ребенка является определение реального состояния физического и психического развития ребенка и своевременное назначение программы лечебно-оздоровительных мероприятий и психолого-педагогической работы.

Теги: Причины возникновения задержки психического развития

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.