Особенности общего психического развития

Особенности общего психического развития
Особенности познавательной активности

В связи с болезненно измененным функционированием нервной системы, падением трудоспособного-сти, дети с задержкой психического развития отличаются пониженной познавательной активностью. Дети с нормальным развитием способны обратиться к взрослым с множеством вопросов о самых разнообразных вещах, с которыми они сталкиваются в жизни. Это свидетельствует о напряженный темп накопления ими разнообразных знаний, о стремлении осмыслить окружающий мир. Дети с задержкой психического развития навыка - нелюбознательны. Они либо мало обращаются к взрослым, или спрашивают о чем-то поверхностное, что не касается существенных отношений между вещами. Заботясь о развитии таких детей, взрослые должны взять на себя инициативу привлечения их внимания к различным явлениям окружающего, совместного поиска извест-неизвестного, типового-нетипичного или смешного, т.е. совместного («вслух») выполнение процедуры анализа информации, ее сопоставление с опытом ребенка и постановки вопросов с последующим поиском ответа относительно непонятного. Такая работа с детьми требует от взрослого прежде определенного времени, а также заинтересованности в знания об окружающем мире и любви к детям. Именно в такой последовательности предлагаем Вам проверить себя на предмет наличия у вас этих показателей.

Особенности общего психического развития

Общее развитие ребенка - это совокупность знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, что она получает в повседневной жизни, наблюдении явлений окружающей действительности, в общении со взрослыми и сверстниками, а позже, в школьном возрасте, и в процессе целенаправленного обучения. При этом качество общего развития проявляется не только в сумме знаний, но и способности оперировать ими, зависит от сформированности познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи. Эти познавательные процессы и является инструментом познания, совершенствуются во время накопления опыта, различных представлений о действительности. Наличие недостатков в функционировании нервной системы детей приводит к возникновению трудностей в развитии психических процессов, и как следствие осложнений на получение различных знаний и уявлень.Бракуе общего развития также детям из неблагополучных семей, из детдомов и интернатов через неполноценность или искривленность эмоционального общения (особенно в детей первой категории) и ограниченность, унифицированность контактов с миром (особенно во второй).

Такие дети иногда не знают обычных вещей, которые хорошо известны домашним детям. Например, ребенок 6-7-летнего возраста представляет себе свеклу как «такие красные кусочки овощей, которые добавляют к винегрета», а яйцо видела только вареным, и поэтому, увидев разбитое сырое, пугается, потому что «оно, пожалуй, гнилое». Все это - результат отстраненности этих детей от разных бытовых процессов, домашние дети ежедневно наблюдают и в которых сами принимают посильное участие. Именно поэтому семья может оказать на психическое развитие ребенка чрезвычайно благотворное влияние и при условии стабильности эмоционального общения и приобщения ребенка к ежедневных бытовых дел и наблюдений окружающей среды.


Влияние привлечения к повседневной жизни значительно повышает возможности детей выполнять с помощью взрослого определенные мыслительные операции во время обычной бытовой работы. Этот процесс будет эффективным для ребенка, если взрослые будут знать о трудностях ребенка и направлены оказывать поддержку ребенку по их преодолению.
В общем развитии детей этой категории оказываются недостаточно сформированными сенсомоторные функции, т.е. умение видеть, слушать, выполнять различные движения, особенно движения руками. При этом зрение и слух у них нормальные, а недостатки зрительного или слухового восприятия проявляются в неспособности сосредоточиться на объекте восприятия, в неумении его анализировать, сравнивать с предыдущим. Встречаются трудности в согласованности восприятия и соответствующими движениями. Все это негативно сказывается на развитии пространственных представлений. Так, дети с задержкой психического развития менее ловко, чем здоровые дети, сравнивают форму предметов, их размеры, расстояние между ними. Поэтому даже в начале школьного обучения они плохо различают правый и левый бок, путают или вовсе не понимают понятие «под», «над», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «наверху», « внизу ». И это не только неправильное употребление слова при правильном представлении о положении предмета (например, девочка говорит: «Когда идет дождь, зонт держат под головой»), но и нечеткое представление о само размещение предметов в пространстве. Трудности пространственной ориентации негативно сказываются на формировании навыков письма и чтения, поскольку дети путают буквы, похожие по форме, плохо различают звуки, не умеют ориентироваться на страницах тетради, соблюдать прямой линии в нем (линейки).


Недостатки в развитии восприятия отрицательно сказываются на формировании мышления: дети не умеют сравнивать, находить общее и отличное, делать обобщения на основе определенных признаков. Именно из-за недостатки мышления даже тот небольшой опыт, которым обладают дети с задержкой психического развития, недостаточно систематизирован. Поэтому им трудно сгруппировать предметы, а особенно - называть группы предметов общим обобщающим словом. Так, они могут с большими или меньшими трудностями сгруппировать рисунки цветов, деревьев, животных, но не умеют их назвать. Непонимание основных понятий мешает этим детям успешно учиться в школе.


Кроме недостаточной сформированности понятий, у детей этой категории очень ограниченный словарный запас. Они не знают значения многих общеупотребительных слов, неправильно понимают и путают слова, похожие по звучанию. Например, ребенок не различает понятия «гуси» и «гусеницы».

Недостатки речи детей проявляются и в недостаточном владении его грамматическим строем. Нередко они не умеют принять глагол в прошлом, будущем времени, образуя множество, использовать уменьшительный суффикс.

Теги: Особенности общего психического развития

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.