В Крыму живет уникальный народ, чья своеобразная культура одновременно несет на себе различные влияния.

В Крыму живет уникальный народ, чья своеобразная культура одновременно несет на себе различные влияния.
В Крыму живет уникальный народ, чья своеобразная культура одновременно несет на себе различные влияния. К сожалению, сегодня представителей этого народа на полуострове всего 300 человек. Это караимы, чья тайна до сих пор не разгадана. Их судьба связана с Украиной.


Протестанты иудаизма

Само слово «наказание», «караим» имеет два значения: представитель этой национальности, или же человек, исповедующий караизм. Караимскую религию исповедовали хазары, кыпчаки (тюрки), кубанские казаки, евреи, жители Поволжья и Астраханской губернии ... Что же это за религия? Дословно слово «наказание» переводится как «человек писания» или «читатель»; это название древнее, чем «караим». Караизм возник на территории Арабского халифата, одни считают, что в Багдаде, другие - в Месопотамии. Одни считают его течению иудаизма, другие - сектой. Караимы признают только Тору - Пятикнижие. Основатель учения Анан бен Давид (вторая половина VII в.), Чьи работы сегодня продаются в Крыму, отвергал Талмуд и поздние толкования Торы.

Караимы молятся не только караимском языке, но и на русском, польском, литовском (в зависимости от страны, в которой живут) и даже латыни. Авторитет раввинов не признают, по мнению караимов, раввины - это просто передатчики. В этом караимы похожи на первых протестантов, которые тоже не воспринимали священников. Караимы уважали пророков - избранных людей, через которых говорил Бог. Этот народ считает Иисуса Христа и Мухаммеда большими пророками. Бога караимы называют древним тюркским именем Тенгри. Это имя считается священным, его нельзя произносить без повода вслух, и даже в молитвах караимы пытаются обращаться к Тенгри очень тихо. Образ его интересный и сложный, связанный с мифологией. Он - отец, создатель, наказывает за непослушание и забвение своих корней. В караимских легендах часто встречается тема памяти: как объясняет рассказчик, люди страдают от нищеты, потому что забыли свою религию и Бога. Как и украинская, караимы очень любят родную землю, и об этом также легенды. Караимский фольклор поучительный, он напоминает притчи. Рассказчик изображает экзотические земли, чрезвычайные происшествия, как в «Тысяча и одной ночи», но обязательно добавит религиозную мораль, которая учит правильно жить. Также часто встречается тема диаспоры: как сохранить на чужбине свои корни? Итак, для караимов религия и память - это одно и то же.

Караимы с уважением относились к древним верованиям. Например, Тенгри поклонялись возле священных дубов крымского святилища Балта Тиймэз. Название переводится как «топор не тронет», то есть священные деревья нельзя рубить. Святилище расположено недалеко от Бахчисарая, у древней крепости Джут-Кале. Дубы там стали рубить при советской власти ...
Последние хазары

За взгляды караимов изгоняли из Испании, Египта, Палестины. Но непокоренный народ основал религиозный центр в Византии, а затем отправился на север, где поселился в Крыму, Литве (район Тракай), Польше, в Галичине и на Волыни. В Крыму караимы появились еще в VI веке н. е. Об этом свидетельствуют надгробные плиты. Караимы литовские, польские, французские, крымские сегодня не является сплоченной нацией. Они отличаются не только местом проживания, но и происхождением. Крымские не имеют кровного родства с еврейским нацией, как и их предки - хазары, сарматы, аланы, кочевые тюрки. Возможно, даже само название «наказывай» никак не связана с учением Анана бен Давида. Исследования показали, что караимы полной родства с семитами не имеют. Это народ, унаследовавший больше черт от Хазарского каганата.

Типичный караимский дом имеет три окна. В Литве караимы объясняют эту традицию так: «Одно окно - для Бога, второе - для семьи, третье - для великого князя литовского». Окна гратовани, вдоль стены - длинные диваны с вышитыми золотом подушками, на столе - посуда, кальян. Караимы любят кофе, поэтому традиционная комната этого народа обязательно должна стол с посудой для варки вкусного напитка. Повседневный набор - это кофемолка, кофеварка и кружку с серебряной ложкой.

Караимы - замечательные кулинары, об их кухню слагают легенды. По караимским пословице, «хорошая хозяйка из теста и мяса испечет пирог, плохая - мясо поджарит, а из теста сделает лепешку». Традиционные караимские блюда - пирожки (куветы, пенирли т.д.), оладьи, чебуреки, брынза, бастирма (вяленое мясо), буза (напиток), сладости стумпеч. Из баранины делают множество оригинальных блюд. Часто используют томаты (караимской - помадор), баклажаны (патилджан), добавляют сметану, рис. Караимская кухня нежирная, но калорийная.

В доме часто рисуют цветы и религиозную символику, ковры украшают яркими узорами: звездами, цветами, каждая из которых имеет зашифрованный смысл. Солнце, луна, звезды хозяйки изображают на зубчатых лепешках. Особенно хороши женские украшения: тяжелый серебряный пояс с большими дисками, похожими на месяц, носили замужние женщины, а более легкий и изысканный - девушки.
Караимская столица

В Евпатории караимские памятники встречаются везде и совершенно неожиданно. В антикварной лавке можно найти 200-летний медный таз, типичный посуду караимской семьи, и старинную кофеварку. А переулок выведет на улицу имени Дувана. Семен Дуван был городским головой Евпатории с 1906 г. почти до революции. В сентябре 1938 г., когда Гитлер открыто постановил «окончательно решить еврейский вопрос», Семен Дуван поехал в Берлин, где потребовал от министра внутренних дел признать этническую самобытность караимов, имеющих другое, чем евреи, происхождения. Семен Езрович добился своего: 5 января 1939 г. на его имя пришел документ, в котором подтверждалась самобытность караимов. Подписанию его привели российское эмигрантском бюро и православный епископ Берлинский и Германский Серафим. Во время Второй мировой войны евпаторийский адвокат Самуил Ходжаш, по происхождению караим, нашел в центральном симферопольском архиве документы, которые еще раз подтвердили, что караимы - тюркский этнос. Но не надо думать, что нацисты вообще не истребляли караимов: к сожалению, большинство представителей этого народа погибли на войне. Караимы всегда были прекрасными воинами и считали, что высшая честь для мужчины - служить в армии.

В Евпатории есть музей, древняя библиотека «Карай-битиклигы» и Соборная кенаса (храм). Кенаса - храм, который всегда располагается по оси север - юг. У нее всегда есть фонтаны и помещения для ритуального омовения. При входе нужно снимать обувь. Газан всегда требовательно относится к внешнему виду прихожан: одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, женщины с непокрытой головой и мужчины в шортах не допускаются. Женщины молятся отдельно от мужчин в северной части храма - на зарешеченными балконами. Богослужение совершается дважды в сутки: когда восходит и заходит солнце. В евпаторийской кенасе стоят лавки - эту традицию караимы переняли у литовских католиков.

В Евпатории сохранилось старинное караимское кладбище. На плитах - надписи на арамейском языке и кириллицей. По обычаю, на могилу ставят резное из черного мрамора полированное дерево с обрубленными ветвями - в знак того, что жизнь кончена. Особенной трагичности на кладбище нет - может, потому, что вокруг красивые кипарисы, вьется виноград, а неподалеку прекрасный сад и беседка с розами и тюльпанами. Караимы всегда заботятся о красоте, помня, что жизнь побеждает смерть.
Ольга Смольницкий


ИМЕНА

Среди известных караимов - балерина Анна Павлова, маршал Родион Яковлевич Малиновский; табачный фабрикант и магнат Стамболи, чья дача в Феодосии поражает красотой стиля; режиссер, художник и теоретик кино Сергей Юткевич; разведчик, дипломат, историк Иосиф Григулевич, таврийский и одесский Газан (священник ) Абрахам Фиркович: поэт и издатель журнала «Karaj Awazy» («Голос караима», 1931-1938) Александр Мардкович и многие другие. Лидия Ефетов-Габай в Симферополе был одним из лучших педиатров Крыма, председателем Совета старейшин крымских караимов. Прекрасно знала историю, обычаи, фольклор своего народа. Лидия Габай собрала и упорядочила воспоминания о своем народе. В оккупационные годы прятала раненых военных Красной армии. Многие крымчан (и среди них автор этой статьи) обязаны ей не только здоровьем, но и жизнью. 26 февраля 1998 Лидия Александровна шла к пациенту, ее сбила машина. Караимы поставили памятник дочери своего народа.


СТАТИСТИКА

В 1800 г. в Крыму было 4 тыс. караимов, в 1914 г. - 8 тыс. С началом советской власти количество этого народа начала уменьшаться - до 5564 человек, в конце 1926 г. - 4213 человек. Сегодня по всей Украине караимов около 800. На 2001 г. в Крыму караимов было 631. А в Польше на 2002 г. насчитывалось всего 45 караимов. Сегодня в Симферополе выходит русскоязычное приложение «Къырым къарайлар» («Крымские караимы») к газете «Къырым» (т.е. «Крым»). Действует Крымская республиканская ассоциация караимов «Крымкарайлар», глава которой Владимир Ормели. Караимская община в Евпатории насчитывает 187 человек. В 2004 г. в Евпатории проживало 240 караимов. Самая караимский организация - "Всеукраинская ассоциация крымских караимов« Крымкарайлар »». Караимская община есть и в Киеве.

Теги: В Крыму живет уникальный народ, чья своеобразная культура одновременно несет на себе различные влияния.

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.