Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (извлечение)

Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г. (извлечение)

Закон Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине"

(Извлечение)




С психологической точки зрения физический недостаток вызывает нарушение социальных норм поведения. Решительно все психологические особенности дефективной ребенка имеют в основе не биологическое, а социальное явление.

Л.С. Выготский

Введение

В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.

Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов, в отечественной литературе еще не является предметом специального исследования. Хотя проблема социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Сегодня в литературе мы встречаем такое определение инвалидности: "Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями вследствие травм или дефектов, приводящих к ограниченной жизнедеятельности и вызывают необходимость его социальной защиты."

Инвалиды есть во всех странах и во всех звеньях общества. В разных странах как причины, так и последствия инвалидности неодинаковы. Это обусловлено различными социально-экономическими условиями и зависит от тех шагов, которые осуществляет государство для повышения благополучия своих граждан.

По данным ООН, в мире числится приблизительно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1 / 10 часть населения нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что количество таких людей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. По данным Министерства здравоохранения Украины увеличился уровень численности детей-инвалидов с 146930 в 1997 году до 152210 человек в 1998 году, что составляет 3.6% прироста за год.

Самыми распространенными причинами инвалидности являются заболевания нервной системы и органов чувств, детский церебральный паралич, психические расстройства, врожденные пороки развития. Треть детей инвалидов - сельские жители, две трети - городские жители. Почти 20 процентов детей-инвалидов находятся в государственных учреждениях, то есть воспитываются вне семьи.

Сегодняшняя политика в отношении инвалидов - результат ее развития за последние 200 лет. В значительной мере она отражает общие условия жизни, а также социальную и экономическую политику в разные периоды времени. Однако в отношении инвалидов сложилось много специфических факторов, влияющих на условия их жизни. Необразованность, пренебрежение окружающих, уныние и ужас - эти социальные факторы изолировали инвалидов и задержали их развитие, об этом свидетельствует история.

На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов развивалась от элементарного ухода в специальных учреждениях к обучению детей-инвалидов и в реабилитации людей, ставших инвалидами во взрослом возрасте.

Уровень цивилизованности общества во многом определяется отношением этого общества к маргинальной группе населения, в частности к детям-инвалидам, их семей и тому подобное. В условиях экономической нестабильности, кризисного состояния практически всех составляющих гуманитарной сферы, начального этапа правовой стабилизации инвалиды оказались наиболее незащищенной категорией населения.

Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним совершенно равнодушны, другие сердобольные, третьи, их меньше, активно помогают им. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и психической неполноценности человека с серьезными физическими недостатками обрекает инвалидов на полную изоляцию: их не увидишь на предприятиях, в культурных заведениях, информации о них очень мало на страницах периодики. В значительной мере это обусловлено нашим прошлым. Социальная и информационная политика тоталитарного государства игнорировала проблемы инвалидов, не способствовала полному охвату системой образования детей и взрослых с двигательной недостаточностью, созданию приспособленной к их возможностей архитектурной среды.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена ​​нарушениями в развитии, трудностями в самообслуживания, общении, приобретении профессиональных навыков. Усвоения детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, центры по реабилитации, учебные заведения и т.п.). Разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.

Целью данной работы является анализ основной литературы по вопросам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, а также исследования современных проблем, существующих в системе социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, и путей их решения на Украине.



Раздел I Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

1.1 Историческое развитие общественной помощи детям с особыми потребностями

Исследования исторического аспекта социальной реабилитации позволяет правильно оценить значение каждого этапа для дальнейшего развития теории социальной реабилитации, обобщить современную практику и выявить причины современного состояния этой отрасли педагогической науки. Такое исследование способствует предупреждению попыток поспешного, научно необоснованного решения сложных социально-педагогических проблем в условиях строительства демократического общества.

На протяжении развития человеческого общества так или иначе возникал вопрос о выработке форм общественной опеки, лечения, а позже и обучения детей с ограниченными психофизическими возможностями. Объем такой помощи зависел от многих факторов, прежде всего состояния развития экономики, производительных сил общества и характера производственных отношений, определялся политическим, моральным, религиозным мировоззрением, состоянию развития науки, здравоохранения культуры, образования.

В истории развития социальной помощи лицам с отклонениями развития можно выделить четыре основных этапа: монастырский, медицинский, лечебно-педагогический и этап интеграции в общество.

1.1.1 Монастырский этап (Х - середина ХVIII в.)

История опекунства детей с нарушениями психического или физического развития в Украине достигает давних времен. Первые официальные документы об опеке датируются X в., Когда князь Киевский Владимир Святославич указом от 996 г. обязал церковь заботиться о таких лицах. Есть доказательства, что в Киево-Печерской лавре уже в первой половине XI в. открылся приют для детей, в котором кроме сирот, больных и убогих, находились и так называемые калични дети (глухие, слепые, слабоумные). На содержание учреждений общественного призрения предполагалась часть от княжеских доходов, которая передавалась монастырем. В истории дефектологии (А. Дьячков, М. Ярмаченко, Х. Замский) приводятся факты о том, что в X-XII вв. в Киевской Руси организовывались заведения, где не только опекали неполноценных детей, но и обучали их элементам грамоты, живописи, пению и разным ремеслам.

С принятием христианства в Киевской Руси было введено законы из Византии, которые вошли в состав общественных Кормчей книги. Касались они положения "слепых, глухонемых, сумасшедших и безумных" в семье, охраны их имущества и других общественных прав, ответственности перед уголовным законом.

Таким образом, уже во времена Киевской Руси оказывались милосердие и гуманизм в отношении бедных и каличних и имели определенное отражение в официальных законах. На основе нормативных актов и системы общественного призрения, осуществляемого главным образом монастырями, формировалось общественное отношение к лицам с недостатками психофизического развития.

В эпоху XV-XVII вв. в Украине распространен приобретали "богадельни-госпитале", которые признавались за специфические формы помощи больным и инвалидам. Назначение богаделен не было четко выраженным. К ним принимались калеки, безумные взрослые и дети, нетрудоспособные и другие лица, которые вследствие определенных обстоятельств жили за счет общества. Однако уже существующие формы опеки детей и подростков были недостаточными. Их деятельность ограничивалась лишь тем, что к этим лицам относились довольно терпимо.
Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.