Заметки о занятости инвалидов. Ч.1: Статистика и реформы.

Заметки о занятости инвалидов. Ч.1: Статистика и реформы.
Заметки о занятости инвалидов. Ч.1: Статистика и реформы.


Получил наконец документы Проекта «Социальная интеграция людей с инвалидностью путем обеспечения доступа к занятости», руководству которого благодарен за то побудили высказать свои соображения и наработки в этой сфере. Итак, сегодняшняя статья по замыслу должна начать серию публикаций по тематике реформирования системы обеспечения занятости инвалидов.

"Рядовой гражданин" относится к статистике свысока и иронично, считает ее как минимум странным и несерьезным, бесполезным занятием. Однако тот, кто хоть немного разбирается в аналитике понимает насколько важна статистика, как наличие или отсутствие того или иного статистической информации влияет не только на процесс и результат анализа, а также на его возможность как такового!
Мы можем относиться как угодно к цифрам которыми выложена статистическая информация, но нам приходится опираться только на них (цифры), если мы хотим иметь хотя бы минимальные подтверждение наших посылок и выводов.
Тем более статистические показатели необходимы при планировании и внедрении любых реформ. Если даже реформа касается таких нематериальных процессов как, например, культура, мораль, духовность и т.д., то кто их внедряет должен найти некий индикатор выраженный в цифрах, который бы более-менее объективно отражал положение дел в реформированной сфере и изменения в нем ( или их отсутствие) под влиянием проводимой реформы.
Без таких индикаторов и четкой, конкретной, объективной и надежной информации по ним реформа не то что не может быть удачной, а, скажем так, успешность реформы, во-первых, невозможно будет проверить и доказать, а во-вторых, эта успешность может быть только случайным.
Однако наличие такой статистической информации позволит спланировать реформу, отслеживать его влияние при внедрении и вносить определенные коррективы, оценивать эффективность и результативность реформы и т.д.. Кроме того, четкая и беспристрастная статистическая информация позволяет оценивать деятельность того или иного органа власти, влияние того или иного нормативно-правового акта, общественного, политического или экономического процесса и т.д..
Отсутствие такой информации делает реформу лишь имитацией реформы, а оценки деятельности органов власти и влияния различных приведенных выше факторов - субъективным.
Поэтому, по моему глубокому убеждению, планируя любые преобразования и реформы с самого начала следует позаботиться о статистике! (Если, конечно, вас интересует результат, а не только процесс).
Приведенные выше размышления могут показаться вам банальными и такими, что не имеют никакого отношения к вопросам занятости и трудоустройства инвалидов в Украине, чтобы убедить в обратном - приведу пример из своего аналитического опыта.


Читать дальше ...




Однажды я задумался над тем, что ключевым механизмом стимулирования работодателей к трудоустройству и обеспечению занятости инвалидов является так называемая "четырехпроцентная квота" - установленный законом норматив создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Инструмент стимулирования - штраф за невыполнение квоты.
Тогда мне захотелось измерить результативность данной системы (в аналитике в данном случае целесообразно применять термин "результативность", а не "эффективность", которой измеряется соотношение результата к затратам. Результативность же измеряют только конечный результат).
Подход был такой: если каждый нарушитель платит штраф - система максимально результативна, ведь, во-первых, заставляет задуматься работодателя над вопросами создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а, во-вторых, пополняет специальную статью бюджета, средствами с которой государство решает вопросы социального защиты и реабилитации инвалидов. Если ни один из нарушителей не платит штрафы - система минимально результативна, ведь работодатели не мотивированы трудоустраивать людей с особыми потребностями. Поэтому результативность системы стимулирования зависит от того какой процент работодателей, которые не выполняют норматив, платит штрафные санкции.
Для расчетов мы берем на сайты Госкомстата цифру работающего населения, вычитаем (там есть соответствующие таблицы) процент тех, кто получает зарплату из бюджета и тех, кто работает на предприятиях численностью менее 10 человек. Из полученного числа вычитаем 4 процента и получаем число рабочих мест которые все работодатели Украины должны были создать и за невыполнение этой обязанности должны были уплатить штрафные санкции. Бюджетников мы вычитали так как государственные учреждения хотя и должны выполнять норматив, но освобождены от штрафных санкций, а работников на предприятиях до 10 человек потому что у Госкомстата нет ротации до 8 ("порог" из которого на работодателя начинает распространяться норматив).
От определенного выше значение объема четырехпроцентной квоты в целом вычитаем количество работающих инвалидов. Таким образом получаем число рабочих мест для трудоустройства инвалидов которые не были созданы или на которые инвалиды не были трудоустроены.
Умножив это число на среднегодовую заработную плату в стране за тот год, который мы анализируем, получаем общую сумму средств, которые должны оплатить работодатели-нарушители за невыполнение норматива. А дальше просто сравниваем эту цифру (то должно быть) с общей суммой поступлений в госбюджет за год от штрафных санкций (она доступна).
Чем ближе будут эти две цифры друг к другу - тем эффективнее станут стимулирующие механизмы и инструменты.
Стоит отметить, что все расчеты по приведенной выше схеме я делал таким образом, чтобы округление происходили в сторону уменьшения разницы между "идеальным" и "реальным" положением вещей, то полученную общую сумму штрафных санкций, а затем и отклонения от того что должно быть , можно назвать "как минимум Х".
Так вот, разница между двумя цифрами (сумма поступлений которое должен получить бюджет бы все работодатели-нарушители заплатили штрафные санкции и суммой реально полученной бюджетом) оказалась огромной: бюджет, по расчетам, получил в том году (2007, кажется) как минимум в 16 , 5 раз меньше поступлений от штрафов, чем должен был если все работодатели-нарушители заплатили бы штрафы!
Дальше можно было бы делать выводы о деятельности Фонда социальной защиты инвалидов Украины, предлагать пути решения ситуации (что, впрочем, было сделано), использовать полученные цифры и собственно методику расчета еще для многих каких-либо полезных сказал, если бы не одно "но".
Проводя приведенные выше расчеты я опирался на цифры государственного комитета статистики за тот год который анализировал. Все цифры. Кроме одного, которой Госкомстат не имеет и не предлагает - численности работающих инвалидов. Эти данные приходилось очень долго искать и нашел их, точнее, поверил той приведенной была министром труда и социальной политики.
Но, во-первых, откуда министр ее взял - не известно. Единственным объективным источником является Госкомстат, и он вряд ли имеет основания скрывать такую ​​информацию от простых граждан и предоставлять ее эксклюзивно министру. Кроме того, даже если эта информация и соответствует действительности, не понятно, она отражает общую или среднеучетное количество работающих в Украине в том году инвалидов? Ведь если общее - мы ее сравнили со статистикой Госкомстата по общему количеству работающих граждан, если среднеучетное - так же со среднеучетной. Хвала Богу. Госкомстат ведет очень многогранную, я бы сказал, статистику труда. Но с чем сравнивать приведенную министром цифру? По моему мнению (сейчас я так думаю) это была просто "экспертная оценка" министра или кого-то из его подчиненных, а не статистическая информация, которой можно доверять и опираться.
Вот вам и проблема: в Украине отсутствует статистика труда инвалидов!
Как вы будете планировать и внедрять реформы в этой области, если вы не можете опираться на цифры?
Самое интересное что государство соответствующую информацию, но не обрабатывает массив!
Стоит отметить определенное достижение в этой области и понимание необходимости четкой статистики в в ней: "Приложение 6 к Модели трудоустройства и обеспечения занятости лиц с инвалидностью в Украине" под названием "Модель системы мониторинга и оценки трудоустройства и занятости лиц с инвалидностью" указывает на необходимость ведения статистики труда на государственном уровне.
Я бы не распылять эту обязанность между многими структурами, а положить на одну - Государственный комитет статистики Украины, потому что когда за что-то отвечает много структур - в конечном итоге не отвечает никто. Госкомстат, в свою очередь, имеет все ресурсы, методики и информацию, необходимые для ведения соответствующего статистического наблюдения.

Теги: Заметки о занятости инвалидов. Ч.1: Статистика и реформы.

Новости партнеров:

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.